Государство возникает для того, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, создать условия «замиренной» среды. Государство и право находятся в диалектической взаимосвязи и не могут существовать друг без друга.
«Первичные» государства возникают в благоприятных для земледелия природно-климатических условиях и начинают свою экспансию на территории, где образуются «вторичные» государства. Государство не является силой, извне навязанной обществу, оно возникает как образование обусловленное преимущественно внутренними причинами. Появление государства обуславливается: 1)экономическими причинами, связанными с регулированием присваивающей экономики, правовой регламентацией частной собственности, необходимостью организации крупных общественных работ и объединения для этого больших масс людей;2)социальным расслоением общества на антагонические классы, стремлением экономически господствующего меньшинства сохранить и приумножить частную собственность, закрепить экономическое влияние внешнеэкономическими способами, держать в повиновении эксплуатируемое большинство, поддерживать общественный порядок;3)потестарная власть, характерная для первобытного общества, в новых социально-экономических условиях потребовала политического, государственного решения вопросов. Экономически господствующий класс только благодаря государству становился политически и юридически господствующим классом (В.И. Ленин);3)решение не только классовых, но и общесоциальных интересов породило необходимость в особой силе государства, умеряющем столкновения, солидаризирующем, обеспечивающем компромисс частного и общественного, индивидуального и коллективного. Традиционно выделяют (противопоставляют ) восточный и западный, а также синтезный путь формирования государства. К восточному (азиатскому) типу возникновения государства относят наиболее древние государства: Египетское, Шумерское, Ассирийское, Хеттское и др.. Таким путем образовались древние государства не только в Азии, но и Восточной Европе, Африке, доколумбовой Америке. Для данного типа государства характерен длительный плавный переход родоплеменной организации в государственную. В результате объединения племен происходит захват власти родоплеменной знатью, из среды которой выделяется правитель – деспот. Западный путь формирования государства был обусловлен прежде всего социально-экономическими причинами: совершенствованием орудий труда, ростом производительности труда, появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов с противоположными интересами и классовых антагонизмов. Это было средство «спасения» общества, гармонизации, сбалансирования, выражения классовых и общесоциальных интересов. Так формировались государства Древней Греции и Древнего Рима.
|
|
|
|
29.Признаки гос-ва. Гос-во как соц.-ый институт. Ведущую роль в политической системе общества играет государство. Обладая властными полномочиями, официально представляя все общество, государство характеризуется рядом признаков:1)наличие аппарата публичной власти;2)территориальное деление населения;3)суверенитет;4)единая система прав и обязанностей, охраняемых государством. Кроме названных, отдельные авторы выделяют единое экономическое, информационное, энергетическое, транспортное пространство, единую оборону, внешнюю политику, язык, налоги, особенности культуры и др. «Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть». Символы государства: герб, флаг и гимн. Государство – это не столько аппарат политической власти, сколько политико-административно-социально-структурно-территориально организованное общество. Государство является универсальной организацией для всех проживающих на его территории людей, которая носит властный, политический характер, имеет в своем распоряжении аппарат принуждения, выполняет функцию управления обществом в целях достижения мира, согласия и социального прогресса. Традиционно, в сущности государства выделяют два аспекта: классовый и общесоциальный. Классовый – связан с защитой интересов экономически господствующего класса. Общесоциальный касается всего населения, либо его большинства и направлен на организацию, порядок, охрану, стабильность, общее благополучие. Сущность государства зависит от социально-экономических, политических, культурных предпосылок и традиций, исторических внутренних и внешних факторов, но главное от политического режима. Уровень цивилизованности, прогрессивности государства проявляется в состоянии политической и экономической свободы индивидов, уровне их материального и культурного благосостояния.
30. Теория происхождения гос-ва. Государство – это особая политическая организация общества, официально его представляющая, обладающая публичной властью и защищающая как классовые, так и общесоциальные интересы. В отличие от первобытного общества, где власть была потестарной, не отделенной от самого общества, государственная власть носила политический, публичный характер и состояла из особой категории людей, отделенной от общества и профессионально занимающейся управлением. Существует множество теорий происхождения государства:1) теологическая концепция -подчеркивает особую роль религии и идеи божественного происхождения государства, выделяя концепцию «двух мечей», где религиозная власть имеет приоритет над светской; 2)патриархальная теория -выделяет ведущую роль большой семьи во главе с отцом-патриархом;3) договорная -рассматривает государство как результат договора между народом и властью, когда народ отдает государству часть своих прав, требуя взамен защиту, порядок, процветание;4) теория насилия -абсолютизирует роль войны, захват других народов и чужих территорий путем насилия;5) ирригационная концепция -выделяет особенности возведения ирригационных сооружений в восточных обществах; 6)историко-материалистическая трактовка -подчеркивает главную роль частной собственности, и антагонических классов с противоположными интересами;7) психологическая -абсолютизирует психологический аспект в образовании государства;8) органическая– рассматривает функционирование государства по аналогии с живым биологическим организмом.В последнее время появилось множество новых теорий, ждущих своего анализа и объяснения. Абсолютизация, как известно, неизбежно ведет к догматизму и искажает реальную действительность. Только учет всех факторов, анализ исторических особенностей позволяют создать объективную картину данного сложного процесса.
|
|
31.Функции гос-ва. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Государство выполняет множество функций» содержание которых весьма разнообразно. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные. Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Функции классового государства: Внутренние: основные (о храна собственности и системы эксплуатации;-подавление эксплуатируемых; -Идеологическая. Неосновные ( Экологическая;-Демографическая;-Коммуникационная;-Социальная). Внешние: -Развязывание захватнических войн;-Экономическая и политическая экспансии;-Создание военно-политических и экономических союзов;-Оборона от нападения. Функции социально ориентированного государства: Внутренние:( Обеспечение и защита прав человека в соответствии с идеей свободы и справедливости;-Властно-организационная;-Экологическая;-Демографическая; -Охрана конституционного строя, законности и правопорядка). Внешние: (Предотвращение войн;-Обеспечение мирного сосуществования наций, народов, государств;-Защита прав человека на международной арене;-Международное экономическое, политическое, интеллектуальное сотрудничество;-Оборона от нападения;-Охрана международного правопорядка). Основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.
|
|
32.Понятие формы гос-ва. Форма правления. Важнейшей характеристикой государства выступает его форма. Форма государства – это совокупность его сущностных сторон: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима. Форма государства – это способ, организации, устройства и осуществления государственной власти. Совокупность различных факторов влияет на форму государства: тип государства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, национальные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология, экологический, географический факторы и т.д. Форма государства включает в себя: 1)определенный порядок образования, организации и деятельности органов государственной власти; 2)способ территориального устройства государства, порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной власти;3)способы, приемы и методы осуществления государственной политики. Форма правления – это совокупность способов организации государственной власти. Она включает в себя порядок ее образования, структуру, характеристику полномочий, компетенцию.Выделяют две формы правления: монархию и республику. Монархия – это форма правления, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается как правило по наследству. Признаки монархии:1) бессрочность правления (ограниченная временем жизни);2)передача власти как правило по наследству;3)во внутренней и внешней политике монарх выступает как глава государства, представитель и «лицо» государства;3)его власть верховна и суверенна, в ряде случаев объявляется священной и наделяется религиозным ореолом («помазанник божий»);4)монарх обладает определенным титулом, содержится на средства государственной казны и имеет право на особый церемониал. Виды монархий: абсолютные и ограниченные. Абсолютная – власть монарха никем не ограничена. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. Ограниченные монархии делятся на парламентские (парламентарные) и дуалистические. Парламентская монархия – это форма правления, где власть монарха ограничена парламентом, монарх «царствует, но не правит» выполняя представительские функции. Конституционная монархия – это форма правления, где согласно Конституции происходит распределение власти между монархом и парламентом. Парламент принимает законы, а монарх сохраняет контроль над правительством. Республика (от лат.respublica – общественное дело, дело народа) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется на определенный срок выборными органами. Признаки республики:1) отсутствие института правящей династии; 2) выборность органов власти; 3) деятельность органов государства ограничена определенным сроком пребывания у власти; 4) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства. В зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно подотчетно выделяют парламентскую, президентскую и смешанную республику. Парламентская республика – это форма правления, где верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – это форма правления, при которой президент наделен реальной властью. Смешанная республика – это форма правления, которая сочетает признаки парламентской и президентской.Примерами смешанных республик являются: Украина, Франция, Беларусь, РФ.
33. Форма гос-го устройства. Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, его территориально-политическое деление, обуславливающее взаимодействие органов государства с органами его собственных частей. Формы государственного устройства делятся на простые и сложные. Простые включают в себя унитарное государство с государственными автономными, с административно-автономными единицами. Сложные включают: федерацию, конфедерацию, протекторат, империю, унию, фузию, инкорпорацию. Унитарное государство (от лат. unus – один) – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц не обладающими признаками государственного суверенитета, на территории которого действует единая система государственной власти. Признаки унитарного государства: 1)единство и однородность территории;2)деление страны по административно-территориальному признаку, где административные единицы не обладают политической самостоятельностью;3)единая Конституция;4)единая система высших органов власти и управления;5)единое законодательство;6)единая судебная система;7)единое гражданство8)единая денежная, налоговая система.Большинство государств мира являются унитарными. Федерация -это сложное союзное государство, состоящее из ряда государств или государственных образований. Признаки федеративного государства: 1)территорию федерации составляют территории ее субъектов;2)субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти, символику;3)разделение полномочий федерации и субъектов федерации;4)наличие как правило двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти – федеративных и субъектов федерации;5)двойная система налогов;6)двойное гражданство;7)парламент, как правило двухпалатный – нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя – субъектов федерации.
В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых – крупные и средние по территории и численности населения. Конфедерация – это союз суверенных государств, созданный для совместного решения политических, экономических, военных и других задач. Государства создающие конфедерацию сохраняют свой собственный суверенитет на всем протяжении существования конфедерации.«Суверенные государства имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Примеры конфедерации: Ганзейская лига (1367 – 1669), Швейцарский союз (1815 – 1848), Нидерланды (1579 – 1795), США (1781 – 1787),Австро-Венгрия, Европейский Союз, СНГ и т.д. Протекторат – это союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное в военном, экономическом плане государство покровительствует более слабому, защищая его интересы. Уния – объединение государств различного характера (путем федерации, конфедерации, империи, фузии, инкорпорации). Империя – сложное государство, созданное насильственным либо мирным путем. Она состоит из метрополии и колоний (Римская, Османская, Британская, Французская, Испанская, Российская империи). Фузия – воссоединения государств (ГДР и ФРГ). Инкорпорация – это государство, созданное путем присоединения одного к другому (1939 г. - Западная Украина и Западная Белоруссия к СССР,
34.Политический(гос-ый) режим. Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Это самая подвижная часть формы государства. Он бывает демократический и антидемократический. Это зависит от степени участия народа в управлении, порядка формирования органов государственной власти, их компетенции, роли права, степени реализации на практике прав и свобод граждан. Демократический режим характеризуется:- выборностью и сменяемостью органов государственной власти;-разделением властей;-наличием у граждан прав и свобод;-верховенством права;-существованием оппозиции;-наличием гражданского общества;-политическим плюрализмом. Виды демократического режима: -рабовладельческая демократия;-феодальная демократия;-буржуазная демократия;-социалистическая демократия;-либерально-демократический (основанный на личной свободе и частной собственности) и др. Черты антидемократического режима: -отсутствие выборов, либо псевдовыборы;-приоритет государства над правом;-массовые нарушения законности и правопорядка;-отсутствие демократических прав и свобод;-опора на карательные органы и принуждение;-агрессивность внешней политики, всеохватывающая милитаризации страны;-отсутствие плюрализма в политической, экономической и идеологической жизни. Виды антидемократических режимов:
-фашистский, основанный на расовой теории, идеологии нацизма, антисемитизма, непререкаемой власти вождя, оболванивании масс, опоре на репрессивные органы власти, терроре и беззаконии;-тоталитарный, рассчитанный на массовые репрессии, страх, связанный с насаждением культа личности, господством одной партии и идеологии, унификацией поведения граждан, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни;-авторитарный, представленный в виде диктатуры или хунты, прибегающих к насилию для сохранения господства лидера, где ограничены политические права и свободы, отсутствует разделение властей, а выборы носят недемократический характер.
35.Механизм го-ва. Р.Б. Механизм государства представляет собой систему специальных государственных органов и учреждений, через которую осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом и защита его основных интересов. Все государственные органы тесно связаны между собой. Каждый из них выполняет определённые задачи, действуют согласованно, в единой системе. Структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные организации, государственные учреждения,государственные служащие.Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти. Государственный аппарат представляет собой совокупность всех государственных органов. 0рган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое. Государственные органы Республики Беларусь можно подразделить на основные группы: представительные, исполнительные, судебные, а также контрольно-надзорные органы. Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»:
1.Понятие и предмет общей теории права. Функции общей теории права.
2.Методология общей теории права.
3.Правовые и моральные нормы.
4.Соотношение права, политики и религии.
5.Понятие, сущность, признаки права.
6.Принципы и функции права.
7.Характеристика первобытного общества и потестарной формы власти. Нормы первобытного общества.
8.Основные причины и пути происхождения права.
9.Нравственная теория права.
10.Нормативная теория права.
11.Понятие и признаки нормы права.
12.Структура нормы права.
13.Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
14.Личность и государство. Правовой статус личности.
15.Правоотношение: понятие, виды, структура.
16.Субъекты правоотношений.
17.Объекты правоотношений.
18. Правосубъектность физических и юридических лиц.
19.Содержание правоотношения.
20.Юридические факты: понятие, виды.
21.Юридические презумпции, преюдиции, фикции.
22.Понятие системы права. Элементы системы права.
23.Объективное и субъективное право Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.
24.Система права и система законодательства: структура и соотношение.
25.Романо-германская правовая семья.
26.Англо-саксонская правовая семья.
27.Семья религиозно-традиционного права.
28.Причины и пути возникновения государства.
29.Признаки государства. Государство как социальный институт.
30.Теории происхождения государства
.
31.Функции государства.
32.Понятие формы государства. Форма правления.
33.Форма государственного устройства.
34.Политический (государственный) режим.
35.Механизм государства Республики Беларусь.