Символический язык канона

В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.

Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов.
Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Искусство считалось носителем жизни вечной, и поэтому избавлялось от всего случайного, преходящего, иллюзорного. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.

Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.

Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя трехмерную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи и глаза - в фас, тело и лицо - в профиль. По версии выдвинутой профессором Ф.Шварцем, человек представлен здесь в реальности в 4-х измерениях, т.е. как объем, который развивается во времени.

Самые ранние цивилизации мира возникли на Ближнем Востоке. 6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилонцы, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.

Правители шумерского государства долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р.Х.), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское Королевство (1894 – 1595 г. до Р.Х.), в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.

Главные источники культурных знаний народов Месопотамии - это написанные клинописью (протописью) различных направлений религиозные, эпические, поэтические, научные тексты, государственные документы и даже сохранившиеся художественные произведения.

Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, процветающее в 2800 – 2369 г. до Р.Х., построили хорошо укрепленные города, сложную систему орошения. Особенно высокого уровня в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы. Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей.

Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же пришли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. В Месопотамии созданы и другие архитектурные формы. Это башни, купола, архитектурная арка и своды. Сперва появился свод, называемый “ложным”, когда каждый последующий слой кладкинемного выступает над нижним, пока сверху не закроется отверстие, позже появился и “правильный свод”, когда камни укладывались на сам свод. В Месопотамии дома построены из глины или обоженных кирпичей, т.к. камней было тяжело достать. В центре города стоял храм – зиккурат.

Лучше всего сохранившаяся часть искусства – глиптика. Она доказывает, что ранняя шумерская культура тесно связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. Правители мира в шумерской мифологии называются антропоморфическими богами. Самый главный правитель богов Энлиль, правительница неба, плодородия, любви и войны - богиня Инана (в Вавилоне её имя - Иштар), бог солнца Уту (в Вавилоне - Шамаш) и другие.

Самое важное свойство художника древних цивилизаций это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги – сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма.

Большинство эстетических взглядов, сформировавшихся в шумерском государстве, каноны искусства, стилистические черты, не значительно изменившись, остались в вавилонской культуре. Каждый большой город Вавилонского государства имел свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.

Небольшой промежуток времени от 605 до 538 г. до н.э. во время правленья Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира со множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады - одно из семи чудес света. Они находилисьи высоко на зиккурате, чтобы напоминать царицее Семирамиде, жене Навуходоносора, о её родине в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений в истории человечества здесь создано впервые. Это право, книги законов, школы, эпическая литература ("Эпос о Гильгамеше"), календарь земледелия, книга рецептов лечения.

Человек, увлеченный историей классического танца, не может пройти мимо индийского наследия. Причина этого – не в восточной экзотике и грациозных, причудливых движениях. Танцуют все народы мира. Некоторые ритуальные, церемониальные, народные танцы в самых различных культурах (например, чукотской, корейской, маори) также поражают как случайного зрителя, так и исследователя. Но индийскому танцу должно быть уделено особое внимание. Дело в том, что классический танец как идея и как система сложился всего лишь в трех национальных культурах мира. Это испанское фламенко, европейский (по происхождению - французский) балет и несколько традиций индийского классического танца. Последний имеет самую долгую историю развития; однако те формы, в которых мы себе сегодня представляем известную «семерицу» классических «стилей» (бхаратнатьям, кучипуди, мохини-аттам, катхакали, одисси, катхак, манипури, а с недавнего времени вставшие в этот ряд, то есть признанные «классическими», три школы чхау и танец саттрия) сложились только в 20 в.

Танцевальный порядок, который в настоящее время принято называть классическим, складывался в Индии постепенно. В его основе лежала классификация и упорядочивание движений частей тела. Кроме того, изучалось воздействие движений на психику человека, разрабатывались детали и действие концепций бхава и раса, многократно переинтерпретировались значения движений и образов. Вырабатываемые правила объединялись в руководствах (шастра-нритья). Однако, и об этом свидетельствуют исследования Ханы де Брюин, термин «классический» в применении к индийскому танцевально-драматическому наследию был и остается весьма политическим, мало отражающим существующую реальность. Примером тому может являться включение в «список» классических катхакали, но – не кудияттам Кералы. Поэтому проблему «классичности» в случае с индийской танцевальной культурой следует решать, исходя не только из теории, описанной в шастрах, но и из фактической танцевальной практики.

Предполагаю, что описание и классификация танцевальной культуры Индии весьма похожи на «оформление» социальной системы индийского общества в рамках британского управления конца 19 в., когда были созданы так называемые «списки (регистры)» каст и племен. Отражая некоторые элементы реальности, они содержали великое множество ошибок, создавали химеры, и извращали представление о фактическом взаимоотношении внутри этой системы. По признанию социальных антропологов 20 в., эти исследования «колониальных чиновников, администраторов и миссионеров» нанесли большой урон социальной стабильности индийского общества и создали множество ложных стереотипов.

Как в случае с обществом, так и с танцевальной культурой: ни одна «общеиндийская теория» фактически не охватывает «всю Индию». Ни «Натья-шастра» (которой больше всего следуют кудияттам и катхакали, да и то с существенными оговорками и противоречиями), ни система хаста-мудра, ни традиция экспрессии, ни теория бхава и раса фактически, в реальной танцевальной практике не являются общим танцевальным наследием Индии. Теоретически о них все знают (часто – весьма поверхностно), практически же – не используют, или же используют некоторые их элементы в весьма и весьма преобразованном виде. Гораздо более существенную роль играют местные, и довольно поздние письменные источники, и в еще большей степени – личная изустная традиция передачи знания, что делает индийское исполнительское искусство в целом в высшей степени индивидуализированным и локально специфическим.

То обстоятельство, что индийская культура, и в особенности исполнительское искусство, всегда было и остается культурой звука (ракти – способность души воспринимать и очаровываться совокупностями различных звуков в природе), устной формой передачи традиции, отношение к этим руководствам весьма отличается от преимущественно письменных культур. И само представление о «классичности», которая подразумевает высокую степень фиксации, в индийской танцевальной – да и в целом музыкальной, так как традиционный индийский танец еще мало эмансипировался, и существует в триаде сангита – культуре весьма специфично. Здесь встает вопрос: как же передается традиция в целом, и в частности канон, и как он в реальном исполнении соотносится с импровизацией? Это происходит в рамках системы гуру-шишья-парампара, традиции целостной передачи мастерства искусства (как технических навыков, так и области смыслов) от учителя к ученику. Каждая из танцевальных традиций Индии выработала свои наработки этих взаимоотношений. Тем не менее, можно заметить, что во всех случаях речь идет о двух аспектах: с одной стороны, ученик копирует учителя, с другой же – учитель выращивает «цветок самости» ученика.

Для того, чтобы понять, как взаимодействуют и различаются канон и импровизация в конкретном исполнении, нужно обратиться к таким трем модусам танца как нритта, нритья и натья. Нередко в исследованиях индийского танца можно увидеть такое их определение: нритта – «чистый», несюжетный танец, исполнение хореографическое, ритмическое, натья – драма без ритмической основы, нритта – сюжетный танец под мелодию и ритм. Распространено мнение, что нритта, нритья и натья – что-то вроде танцевальных номеров, и что существуют композиции типа «нритья» или «нритта». Это не вполне отражает реальную танцевальную практику. Речь идет именно о модусах, аспектах танца. Во всяком конкретном исполнении присутствуют все три элемента, хотя чаще всего можно видеть, что один из них доминирует.

Среди них натья – сюжетная интерпретация танца, обычно сопровождаемая вокалом, где сюжет передается не чередой жестов (как в нритья), но общим эмоциональным выражением. Еще в Х в. Дхананджайя предложил различать нритья-абхинайю – как способ донесения до зрителей значения каждого слова песни с помощью мимики и жестов, и натья-абхинайю – как игру, нацеленную в основном на передачу лейтмотива текста. В натье исполнитель имеет максимальную свободу выражения и интерпретации. С точки зрения актерского мастерства, это самый сложный исполнительский способ, требующий изрядных знаний в области мифологии и истории, обычаев, этикета, и умения преобразовать реальные события в образы искусства.

В обучении этим трем аспектам исполнительского искусства и лежит задача передачи канона, то есть рамок данного стиля; все, что лежит внутри этих границ, относится к области личной импровизации исполнителя, и составляет, собственно говоря, то «блюдо», которое идут «вкушать» зрители.

Таким образом, следует отметить, что кодифицированная и общепризнанная область так называемых классических танцев Индии – это очень небольшой островок, плавающий в океане живой диалектной традиции с одной стороны, и личного опыта исполнителей – с другой. Благодаря этому всякое их описание будет заведомо неполно, и отразит только личный опыт конкретного танцора и его учителей. Также благодаря этому индийская танцевальная культура остается, пожалуй, самой продуктивной в современном мире.

Китайский буддийский Канона имеет несколько названий, наиболее употребляемые из них это; "Саньцзан" (досл. Три сокровищницы), "Да Цзан Цзин"(Великое хранилище сутр; Великий буддийский канон; Китайский буддийский канон; Китайская трипитака), "И це цзин" (Все сутры).
Китайская Трипитака начала складываться во II в. н.э. В 179-180г. миссионер Локакшема перевёл на китайский язык "Аштасахасрика праджняпарамита сутру" ("Сутра о запредельной премудрости в 8000 шлок"), тогда-же были предприняты первые опыты масштабного и планомерного перевода на китайский язык буддийских текстов. Основоположником практики китайско-буддийской переводческой деятельности и одновременно ведущим буддийским деятелем указанного периода считается Ань Шигао – наследный принц Парфии (переднеазиатское древнее царство, находившееся к юго-востоку от Каспийского моря), который, подобно будде Сакьямуни, добровольно отказался от престола, принял монашеский обет и посвятил себя миссионерской деятельности. Прибыв в Китай предположительно во второй половине II в. н.э., он осуществил, по дошедшим до нас литературным сведениям, перевод в общей сложности более 50 буддийских писменных памятников, важнейшим из которых является свод "Чжан э хань цзин" (досл. "Высшие агамы"), полагаемый переводом Диргха-агам. Этим сводом как раз и открывается китайская Трипитака. Он включает в себя 30 сутр (кит. цзин), распределённых по 22-м главам-цзюаням (цзюань –специфическая китайская архитектоническая единица письменного памятника, определяемая в европейской научной литературе обычно как "глава").
Аналогом Мадхьяма-агам в китайской Трипитаке признаётся свод "Чжун э хань цзин" ("Средние агамы"), составленный из переводов, выполненных уже во второй половине IV в. буддийским деятелем Гаутамой Сангхадевой. Известно, что Гаутама Сангхадева (китайские имена – Сэнцзятипо, Цзюй-тань) был уроженцем Кашмира и прибыл в Китай в 80-х гг. IV в., где он с 393 по 398 гг. осуществил переводы семи санскритских памятников, три из которых, включая названный свод, входят в состав китайской Трипитаки (но в разные разделы). Свод "Чжун э хань цзин" состоит из 60 цзюаней и включает в себя 222 сутры. В своде "Чжун э хань цзин" присутствуют сутры, палийские версии которых относятся как к Мадхьяма-агамам, так и Диргха-агамам, а также произведения, не имеющие прямых аналогов среди палийских канонических сутр. Ещё более серьёзные разночтения обнаруживаются при сопоставительном анализе палийской и китайской версий конкретных текстов. Во многих случаях в китайских переводах содержатся фрагменты, отсутствующие в палийских версиях, приводятся новые или иные по содержанию, по сравнению с ними, детали, предлагается смысловая интерпретация эпизодов, также отсутствующая в палийских версиях. Подобные разночтения дают основание предполагать, что китайские переводы, входящие в данные своды, были выполнены с иных, чем попали на Шри-Ланку, списков или редакций раннебуддийских канонических собраний и отдельных текстов, что делает их уникальными и необходимыми источниками для изучения раннебуддийской традиции. Кроме того, в китайскую Трипитаку, в первый раздел ("Сутры-цзин"), что означает их признание в качестве канонических сутр, входит серия текстов, которые тоже не имеют прямых аналогов среди сутр Сутра-питаки и в лучшем случае восходят к околоканоническим или постканоническим (по их местоположению к палийской Трипитаке) сочинениям.
Значительную роль в составлении китайской Трипитаки сыграли Кумараджива (4-5 вв.), Сюаньцзан (7 в.), Ицзин, Дхармаракша и Вэй Цзинь (8-10 вв.). В основном китайский буддийский Канон сложился к 7 в., поэтому в нём слабее, чем в тибетском каноне, представлены поздние индийские сочинения, зато ранние редакции махаянских сутр в китайских переводах позволяют судить об утраченных ныне индийских оригиналах.
Первые сведения о существовании Да цзан цзин относятся к 8 веку. В 723 году монах Чжишэн составил его каталог в 20 цзюанях (свитках). Объём Да цзан цзинпостепенно увеличивался, прежде всего за счёт сочинений китайских авторов, и к началу 14 века уже состоял из 5418 цзюаней. В середине 14 века существовавшие тексты были утрачены. При династии Мин были осуществлены три новых издания. Два издания ("северное" и "южное") появились в конце 14 века, а в конце 14 начале 15 века, усилиями чаньского монаха Мицзана, появляется ещё одно издание (сводное, объёмом 6771 цзюань). Современное изданиеКитайского буддийского Канона состоит из 100 томов.
В китайскую Трипитаку ключены не только переводные индетичные канонические произведения, но и Китайские апокрифы, комментарии и другие буддийские сочинения. Как и другие варианты Трипитаки, китайская Трипитака состоит из трёх частей: сутры, винаи и абхидхармы. В разделе сутр (цзин цзан) выделенысутры Большёй Колесницы (да чэн) и сутры Малой Колесницы (сяо чэн), а также те, что вошли в канон после 960 года; раздел винаи (люй цзан) также содержит сутры обеих "колесниц"; в разделе абхидхармы (лунь цзан) содержатся абхидхармы обеих "колесниц" и тексты, вошедшие в китайскую Трипитаку после 960года. В раздел смешанных текстов входят труды индийских и китайских буддистов, китайские сочинения 14-17 вв. и тексты, включавшиеся только в северные или южные варианты китайской Трипитаки 14-15 вв.
С 1982 г. в Китае началась работа по изданию "Китайской большой Трипитаки" (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). По плану это издание должно включать в себя различные тексты из прежних канонов на китайском, тибетском, монгольском и маньчжурском языках и состоять из 220 томов, содержащих более 4200 различных текстов объёмом более 23000 цзюаней. В 1997 г. вышло 106 томов китайского издания "Китайской большой Трипитаки", включающих 1939 текстов.



Цивилизация Древнего Египта

Египетское государство

Вторжение гиксосов и эпоха Нового царства

Египетская культура

Тексты пирамид

Культура эпохи Древнего царства

Культура Среднего царства

Культура Нового царства

Цивилизация Месопотамии

Шумер

Аккад

Вавилон

Вавилонское право

Ассирия

Упадок Вавилонии

Нововавилонское царство

Культура Месопотамии

Пиктографическая письменность

Индийская цивилизация

Мохенджо-Даро и Хараппа

Империя Маурьев

Кушанская и Гуптская империи

Культура древних индийцев

Социальные отношения древних индийцев

Философия и литература Индии

Архитектура и искусство Древней Индии

Цивилизация Древнего Китая

Население Китая, исторические периоды

Государственный строй

Право в Древнем Китае

Общество Древнего Китая

Экономика Древнего Китая

Технические изобретения древних китайцев

Образование и естественнонаучные знания

Философия в Древнем Китае

Художественная культура

Судьбы Древнего Китая

Японская цивилизация

Государственное управление Японии

Эпоха Нара и Хайян

Самураи

Сегунат

Культура Японии

Религия Синто

Эллинская цивилизация

Доэллинское население

Крито-минойская культура

Эллины

Дорийцы

Возникновение полиса Афины

Афинский свод законов

Общество афинских граждан

Расцвет афинского полиса и демократии

Спарта

Сисситии и законы в Спарте

Социальная стратификация Эллады

Экономика эллинской цивилизации

Наука и техника Эллады

Философия и образование в Элладе

Художественная культура и религия эллинов

Судьбы эллинской цивилизации

Римская цивилизация

Древнейшее население Италии

Образование Рима

Реформы Сервия Туллия

Утверждение республики

Сенат Римской республики

Войны Рима

Монархические тенденции Римской республики

Законы двенадцати таблиц

Социальные отношения в Римском государстве

Экономика Древнего Рима

Материальная культура римлян

Образование и наука в Древнем Риме

Художественная культура и религиозные воззрения

Судьбы Римской цивилизации

Варварский мир

Варварские народы Европы

Великое переселение народов

Потестарная организация варваров

Культ войны в варварском мире

Обычное варварское право

Социальные отношения варваров

Экономика варварских народов

Материальная культура варваров

Религия, мифология, эпос варваров

Гунны

Бургунды

Вандалы

Визиготы

Остроготы

Лангобарды

Королевство франков

Распад королевства франков

Церковь и франкское королевство

Монархия Карла Великого

Англы и саксы

Славяне

Византия

Автократия Византии

Византийская политическая организация

Византийский таксис и православная церковь

Право в византийском обществе

Социальные отношения в Византии

Экономика Византийского таксиса

Техника византийской эпохи

Образование и школы в Византии

Византийская философия, теология и науки

Художественная культура Византии

Судьбы Византийской империи

Исламская цивилизация

Мусульманское государство

Мусульманское право

Экономика мусульманской цивилизации

Социальные отношения мусульман

Культура исламского общества

Градостроительство мусульман

Эволюция Исламской цивилизации

Древние культуры доколумбовой Америки

Культура ольмеков

Майянская цивилизация

Техника и знания майя

Инкская цивилизация

Науки и ремесла инков

Тольтекско-ацтекская цивилизация

Средневековая цивилизация Западной Европы

Факторы становления средневековой цивилизации

Утверждение христианской церкви

Универсальная монархия

Отделение церквей

Власть Каролингов

Империя Оттонов

Диктат церкви

Распад Священной Римской империи

Феодальное право средневекового мира

Феодальные отношения

Феоды и вассалы

Феодалы и крестьяне

Урбанизация в средневековье

Коммунальное движение средневековья

Сословная структура средневекового общества

Сословно-представительные собрания в странах Европы

Экономика средневековья

Образование, направленное к постижению Бога

Университеты средневекового мира

Теология и схоластика

Средневековый символизм

Науки и изобретения средневековой цивилизации

Художественная культура средневековья

Судьбы средневековой цивилизации

Эпоха Возрождения и Реформация

Гуманизм эпохи Возрождения

Великие географические открытия

Реформация европейского общества

Кальвинизм

Революция в естествознании

Выдающиеся открытия 16-17 веков

Генезис капитализма

Теория циклов развития мира

Индустриальная цивилизация

Социальные отношения в странах Европы

Миграции населения и социальная мобильность

Пауперизация населения и рост преступности

Абсолютизм и усиление роли государства

Революция в Нидерландах в 16 веке

Революция в Англии в 17 веке

Война за независимость североамериканских колоний

Французская революция

Перемены в области экономики

Торговля в эпоху географических открытий

Новые источники энергии

Возникновение фабричного производства

Конфликты при формировании новой социальной жизни

Колонизация новых земель

Повышение престижа образования

Философские учения

Эпоха Просвещения

Изменения в направлениях искусства

Современная цивилизация

Либерализм и социализм 20 века

Активное участие крестьянства в общественной жизни

Перестройка мировой экономики в начале 1920-х годов

Экономический кризис и Великая депрессия

Влияние кризиса на международную обстановку

Кризис демократии в Западной Европе

Идеалы фашизма и тоталитаризма

Политический кризис в странах Европы

Вторая мировая война и передел мира

Восстановление мировой экономики

Причины начала холодной войны

Инверсия консерватизма и либерализма

Проблемы идеологии во второй половине 20 века

Новые социальные движения

Формирование корпоративного капитализма

Противостояние двух политических систем


Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству. Латинское слово oriens, означающее «восход» (от «там, гдесолнце встает») имеет аналоги во многих языках: «Левант» (< фр. levant «восход»), Анатолия (< др.-гр. Ανατολία), «Mizrah» на иврите (זריחה означает «восход»), «sharq» на арабском языке (شرق) и «Страна Восходящего Солнца» по отношению к Японии. Противоположный термин «Запад» происходит от латинского слова occidens («там, где солнце садится»).

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на эллинизированный и романизированный Запад и «варварский Восток» получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала и родина этого понятия — Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, прежде всего Великобританией и Францией, обширнейших колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий. Это еще больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого»консервативного Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: