Стресс – это процесс нашей адаптации к изменениям, он заставляет организм мобилизовать необходимые силы и двигаться вперед.
Стресс информационный возникает в ситуациях информацион-ных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочих. При этом различают его формы – импульсивная, тормозная, гиперализованная – приводят к изменениям в протеканиях психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Формула стресса может быть представлена так: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».
Работоспособность – потенциальная способность коммерсанта много и эффективно работать на заданном уровне в течение определенного времени.
Для анализа стресса коммерсанта стрессоры делят следующим образом:
1. Стрессоры служебной деятельности могут быть вызваны следующими ситуациями:
|
|
• плохая организация служебной деятельности, недостаток сотрудников, нескоординированный рабочий режим, наличие внезапных кризисных проблем, статусные проблемы, неопределенность и непредсказуемость развития событий в организации;
• нечеткие ролевые обязанности, ролевой конфликт, особенности взаимодействия с коллегами, с клиентами и подчиненными, особенности управленческого труда, особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями.
2. Стрессоры внеслужебной деятельности.
Стрессоустойчивость – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.
Существует два способа выхода из стрессовых ситуаций:
• активный способ строится как интенсификация конструктив-ных действий по организации деятельности (когда руководитель вымещает эмоции на подчиненных);
• пассивный способ – человек «мирится с ситуацией»; подавляет напряжение, не дает выплеснуться эмоциям