В структуру свободного времени детей входят: активный отдых (физкультура, спорт, туризм, игры, развлечения, занятия любимым делом, прогулки и др.); потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, прослушивание музыки, просмотр видеофильмов, посещение театров, кино, выставок и др.); общественно полезная деятельность.
Организация детского досуга необходима детям, потому что он:
- является пространством, где наиболее полно и ярко раскрывается естественная потребность в свободе и независимости ребенка;
- является сферой активного самовоспитания, то есть в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе воспитательные требования взрослых;
- предоставляет детям возможность роста и самосовершенствования, преодоления трудностей и возрастных проблем;
- удовлетворяет многие социально-психологические потребности в развитии и реализации интересов, в самоутверждении среди сверстников;
- является зоной притязательного общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше по возрасту;
- является пространством для открытого воздействий институтов воспитания (школы, семьи, внешкольных учреждений);
- дает возможность образовать наиболее привлекательные взаимосвязи участников общей деятельности.
К типичным недостаткам организации досуга детей можно отнести:
|
|
· тяготение к «гигантомании», то есть к массовым акциям с большим охватом детей;
· заорганизованность, излишняя регламентация детского досуга;
· преобладание форм с позиций зрителя, пассивного наблюдателя;
· однообразие форм выбора досуга, ограниченность их выбора и содержания;
· отсутствие преемственности в досуговой практике детей разного возраста во всех оздоровительных учреждениях и в любых условиях;
· формализация подготовки и проведения досуговых дел.
Содержание свободного времени детей предполагает такие его функции, как:
ü релаксационная (восстановление психических и физических сил ребенка, творческого потенциала, активный отдых и развлечения, использование природного и климатического факторов и др.);
ü развивающая (развитие кругозора, интеллектуальных, эмоциональных сил ребенка, творческого потенциала, стимулирование саморазвития и самореализации);
ü коммуникативная (система межличностных отношений, овладение культурой общения);
ü образовательно-компенсаторная (творческая деятельность обучающего характера, самообразование, дополнительное образование).
Специфика свободного времени в условиях оздоровительного учреждения определяет характер занятий детей разного возраста, дает возможность их перемещения из привычных условий в новые. Непонимание взрослыми подростковой субкультуры, проблем и устремлений детей, боязнь неорганизованного досуга затрудняют творческие контакты, их совместный труд и отдых. Необходимость создания досуговой среды, в которой каждый мог бы найти себе дело по душе, заняться тем, что ему нравится и в том объеме, который он считает для себя нужным, входит в основные задачи детского оздоровительного лагеря. Таким образом, потенциал детского досуга свидетельствует о его больших возможностях для развития личности.
|
|