Что такое конфликт? Конфликт – это столк­новение противоположно направленных, несовместимых по­требностей, мотивов, интересов

Конфликт – это столк­новение противоположно направленных, несовместимых по­требностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведе­ния. Конфликты протекают с высоким эмоциональным накалом, особой остротой негативных переживаний (гневом, оскорблением достоинства, унижением, страхом, ненавистью и т. д.). Конфликт может протекать как между детьми в отряде, так и между отрядом и вожатым. Как правило, конфликты в отряде чаще проявляются к середине смены, когда дети начинают уставать друг

Причины конфликтов:

§ Нарушение нравственных норм, грубость поведения со стороны ребенка или вожатого;

Подчинение, диктат, оказание психологического давления;

§ Категоричность суждений, выводов;

§ Поведение, направленное на разрушение намерений противоположной стороны;

§ Слабое знание индивидуальных особенностей детей;

§ Плохое знание особенностей взаимоотношений между детьми в отряде.


Вожатый- источник конфликта, если для него характерно:

авторитарный стиль общения;

Ø завышенные требования;

Ø нечестность;

Ø двуличие;

Ø неоправданное вмешательство во взаимоотношения детей;

Ø несправедливая, заниженная или завышенная оценка деятельности детей и др.

Как предотвратить конфликт:

Не каждая конфликтная ситуация переходит в кон­фликт. Если изменить ситуацию общениядо появления инци­дента, можно преодолеть конфликт с меньшими психологическими потерями. Очень важно использовать все возможные приемы, чтобы еще в начале конфликтной ситуации понять ее причины. Способы изменения конфликтной ситуации и выступают способами ее от друга, от общения, темпа жизни лагеря, разрешения. Конфликт исчезает с ли­квидацией породивших его обстоятельств.

Что делать, если у вас в отряде конфликт:

Можно выделить следующие стратегии управления конфликтами:приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование.

В процессе общения вожатый учитывает и принимает индивидуальное своеобразие своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Такое поведение опирается на убеждение вожатого «о принятии ребенка таким, каков он есть».

Стратегия уклонения это сознатель­ный уход вожатого от конфронтации. Это бывает необходимо, когда приходится сталкиваться с мелкими размолвками, с про­явлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивиро­ванной агрессии ребенка. Бывает необходимой истратегия отступления. Как и любой человек, вожатый может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намере­ний. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности обезоруживают ребят, снимают отчуждение.

Компромисс строится на двусторонних уступках, рациона­лизации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Значительным регулирующим и воспитывающим потенциа­лом обладаетсотрудничество, построенное на совместном с детьми выборе решения, принятии взаимной ответствен­ности. Педагогическое общение не исключает стратегиидоминиро­вания, основанной на одностороннем отстаивании вожатым собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесооб­разны в чрезвычайных обстоятельствах.

Методы разрешения конфликтов. Метод эвристических вопросов. Суть этого метода заключается в том, что серия эвристи­ческих вопросов самому себе стимулирует размышления по ус­тановлению первопричин возникновения конфликта и активи­зирует поиск путей его разрешения. Наиболее продуктивными могут быть следующие вопросы: какова истинная первопричина возникновения конфлик­та и что явилось поводом для его возникновения; кто вовлечен в конфликт и почему; кто инициатор конфликта, кто виновник, кто жертва, кто наблюдатель, кто подстрекатель, кто победитель, а кто вы; с чего следует начать разрешение конфликта?

Метод семи шагов в разрешении конфликтов. Суть этого метода заключается в том, что конфликт раз­решается как бы путем разбивки всех известных процедур раз­решения конфликта на ряд четких и ясных этапов-шагов. Шаг первый. Выслушайте всех участников конфликта, в том числе мысленно и самого себя. Шаг второй. Проанализируйте ситуацию, психологичес­кое состояние каждого из участников конфликта, их мотивы, особенности характера, наиболее вероятное поведение. Шаг третий. Смоделируйте, представьте себе, как будут развиваться события при лучшем и худшем вариантах разре­шения конфликта. Шаг четвертый. Мысленно проиграйте применение всех известных вам методов разрешения конфликтов с учетом ва­шей ситуации. Шаг пятый. Выберите наиболее оптимальный вариант, способ разрешения конфликта. Шаг шестой. Определите наилучшее место, время и усло­вия, возможные компромиссы для разрешения конфликта. Шаг седьмой. Разрешив конфликт, извлекайте из него урок на будущее.

Метод резкого обострения и энергичного разрешения конфликта. А.С.Макаренко называл его «методом взрыва». Долго и «вяло текущий» конфликт разрушает нормальный нравственно-психологичес­кий климат в коллективе. Для этого чаще всего, если не эффективны другие методы, приме­няют «метод взрыва», т.е. резкое обострение и энергичное раз­решение конфликта. Его правила:

1. Мысленно еще раз проанализируйте ситуацию. Есть ли смысл в затягивании процедур разрешения конфликта?

2. Не лучше ли использовать другие методы, нежели метод взрыва?

3. Продумайте как, не оскорбляя конфликтующую с вами сто­рону, наилучшим образом разрешить конфликт «методом взрыва» 4. Если вы решили использовать «метод взрыва», мысленно проиграйте все возможные ситуации, стратегии поведения всех участников конфликта, его последствия.

5. Продумайте, в случае обострения конфликта, кто будет с вами, а кто – нет. Продумайте, как «нейтрализовать про­тивника».

6. Приступайте к реализации своего плана разрешения кон­фликта «методом взрыва», но действуйте напористо, быс­тро и энергично.

7. На завершающем этапе разрешения конфликта «методом взрыва» важно «не дрогнуть» и идти до конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: