Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Конфликты протекают с высоким эмоциональным накалом, особой остротой негативных переживаний (гневом, оскорблением достоинства, унижением, страхом, ненавистью и т. д.). Конфликт может протекать как между детьми в отряде, так и между отрядом и вожатым. Как правило, конфликты в отряде чаще проявляются к середине смены, когда дети начинают уставать друг
Причины конфликтов:
§ Нарушение нравственных норм, грубость поведения со стороны ребенка или вожатого;
Подчинение, диктат, оказание психологического давления;
§ Категоричность суждений, выводов;
§ Поведение, направленное на разрушение намерений противоположной стороны;
§ Слабое знание индивидуальных особенностей детей;
§ Плохое знание особенностей взаимоотношений между детьми в отряде.
Вожатый- источник конфликта, если для него характерно:
авторитарный стиль общения;
Ø завышенные требования;
|
|
Ø нечестность;
Ø двуличие;
Ø неоправданное вмешательство во взаимоотношения детей;
Ø несправедливая, заниженная или завышенная оценка деятельности детей и др.
Как предотвратить конфликт:
Не каждая конфликтная ситуация переходит в конфликт. Если изменить ситуацию общениядо появления инцидента, можно преодолеть конфликт с меньшими психологическими потерями. Очень важно использовать все возможные приемы, чтобы еще в начале конфликтной ситуации понять ее причины. Способы изменения конфликтной ситуации и выступают способами ее от друга, от общения, темпа жизни лагеря, разрешения. Конфликт исчезает с ликвидацией породивших его обстоятельств.
Что делать, если у вас в отряде конфликт:
Можно выделить следующие стратегии управления конфликтами:приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование.
В процессе общения вожатый учитывает и принимает индивидуальное своеобразие своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Такое поведение опирается на убеждение вожатого «о принятии ребенка таким, каков он есть».
Стратегия уклонения – это сознательный уход вожатого от конфронтации. Это бывает необходимо, когда приходится сталкиваться с мелкими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии ребенка. Бывает необходимой истратегия отступления. Как и любой человек, вожатый может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности обезоруживают ребят, снимают отчуждение.
|
|
Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Значительным регулирующим и воспитывающим потенциалом обладаетсотрудничество, построенное на совместном с детьми выборе решения, принятии взаимной ответственности. Педагогическое общение не исключает стратегиидоминирования, основанной на одностороннем отстаивании вожатым собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельствах.
Методы разрешения конфликтов. Метод эвристических вопросов. Суть этого метода заключается в том, что серия эвристических вопросов самому себе стимулирует размышления по установлению первопричин возникновения конфликта и активизирует поиск путей его разрешения. Наиболее продуктивными могут быть следующие вопросы: какова истинная первопричина возникновения конфликта и что явилось поводом для его возникновения; кто вовлечен в конфликт и почему; кто инициатор конфликта, кто виновник, кто жертва, кто наблюдатель, кто подстрекатель, кто победитель, а кто вы; с чего следует начать разрешение конфликта?
Метод семи шагов в разрешении конфликтов. Суть этого метода заключается в том, что конфликт разрешается как бы путем разбивки всех известных процедур разрешения конфликта на ряд четких и ясных этапов-шагов. Шаг первый. Выслушайте всех участников конфликта, в том числе мысленно и самого себя. Шаг второй. Проанализируйте ситуацию, психологическое состояние каждого из участников конфликта, их мотивы, особенности характера, наиболее вероятное поведение. Шаг третий. Смоделируйте, представьте себе, как будут развиваться события при лучшем и худшем вариантах разрешения конфликта. Шаг четвертый. Мысленно проиграйте применение всех известных вам методов разрешения конфликтов с учетом вашей ситуации. Шаг пятый. Выберите наиболее оптимальный вариант, способ разрешения конфликта. Шаг шестой. Определите наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения конфликта. Шаг седьмой. Разрешив конфликт, извлекайте из него урок на будущее.
Метод резкого обострения и энергичного разрешения конфликта. А.С.Макаренко называл его «методом взрыва». Долго и «вяло текущий» конфликт разрушает нормальный нравственно-психологический климат в коллективе. Для этого чаще всего, если не эффективны другие методы, применяют «метод взрыва», т.е. резкое обострение и энергичное разрешение конфликта. Его правила:
1. Мысленно еще раз проанализируйте ситуацию. Есть ли смысл в затягивании процедур разрешения конфликта?
2. Не лучше ли использовать другие методы, нежели метод взрыва?
3. Продумайте как, не оскорбляя конфликтующую с вами сторону, наилучшим образом разрешить конфликт «методом взрыва» 4. Если вы решили использовать «метод взрыва», мысленно проиграйте все возможные ситуации, стратегии поведения всех участников конфликта, его последствия.
5. Продумайте, в случае обострения конфликта, кто будет с вами, а кто – нет. Продумайте, как «нейтрализовать противника».
6. Приступайте к реализации своего плана разрешения конфликта «методом взрыва», но действуйте напористо, быстро и энергично.
7. На завершающем этапе разрешения конфликта «методом взрыва» важно «не дрогнуть» и идти до конца.