И.Ф. Исаев выделил основные черты, присущие педагогическому творчеству:
1. Педагогическое творчество более «регламентировано» во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, его реализация и т.д.) между собой жёстко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому. Если в деятельности писателя, художника, учёного допустимы, а часто даже необходимы паузы между этапами творческого акта, то в работе педагога они практически исключены. Педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, ограничен временем урока или тренировочного занятия. В ходе занятия часто возникают предполагаемые и не предполагаемые ситуации, требующие квалифицированного решения. Качество решения этих проблем, выбор наилучшего варианта решения тоже зависит от фактора времени.
2. Результаты творческой деятельности педагога не сразу поддаются оценке. В сфере материальной результат деятельности сразу же может быть соотнесен с поставленной целью. Результаты деятельности педагога отсрочены во времени и оцениваются весьма частично и относительно. Это затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе работы, что предполагает необходимость прогнозировать результат.
3. Сопряжённость творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов. Атмосфера творческого поиска в педагогическом коллективе выступает мощным стимулирующим фактором.
4. Проявление творческого педагогического потенциала зависит от методического, технического оснащения учебного процесса.
5. Атмосфера публичного выступления. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности. Реакция аудитории может стимулировать к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск.
6. Необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приёмов и нетипичных ситуаций.
Этапы творчества в пед. деятельности
1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи;
2) разработка замысла;
3) воплощение педагогического замысла в деятельности;
4) анализ и оценка результатов творчества.