Родовой кризис (до 3-х недель)

Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.

Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Родовой кризис - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он активен: в основе его активности лежат прирожденные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения). Защитные рефлексы выражаются в характерных реакциях на яркий свет, резкие звуки, боль, что вызывает в ответ зажмуривание, сужение зрачка, защитное отдергивание, вздрагивание и вскрикивание. Ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с раздражителем. Наблюдениями установлено, что уже с 1-3 дня сильный источник света вызывает поворот головки к свету. Доказано также, что уже в 2-е дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Ориентировочно-пищевые рефлексы (рефлекс «поиска груди») вызывается прикосновением к уголкам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает рот и вытягивает губы. Сосательный рефлекс вызывается прикосновением к слизистой оболочке языка; если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. При хватательном (цеплятельном) рефлексе малыш сжимает пальцы рук вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче. Рефлекс шагания проявляется в том, что, когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность, движения его ног создают иллюзию ходьбы. Развиваются и некоторые другие врожденные рефлексы.

Особенности развития органов чувств. К моменту рождения ребенок обладает лишь элементарной психикой. Он способен ощущать: видит и слышит, различает вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль. Выделяют 3 момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного: 1) преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения, 2) неотделенность себя и своих переживаний от восприятия объектов окружения; 3) реагирование прежде всего на комплексные эмоционально окрашенные ситуации, нежели на отдельный ее элементы.

У новорожденного есть первичные потребности: в еде, тепле, движении. Есть потребности, связанные с функциональным развитием мозга - потребности в новых впечатлениях. Постоянный приток новых раздражителей через анализаторы составляет необходимое условие нормального созревания мозга.

Рождение ребенка - переход к новому типу развития. При рождении происходит физическое отделение ребенка от матери. Отделение от организма матери приводит к разрыву множества связей между ними - биохимических, физиологических, структурно-органических - и к появлению двух самостоятельных форм жизни. Происходит переход от биологического типа развития к социальному. Уход за ребенком со стороны взрослого уже с момента рождения выступает как решающее условие его жизни. Взрослый для ребенка непросто одно из условий его развития, а фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъектности, основание нормального развития и полноценной человеческой жизни. Родовой кризис обнаруживается сразу же как острое жизненное противоречие между пренатальной формой единства матери и ребенка (психобиологический симбиоз) и тотальным разрывом множества связей между ними. Поэтому, чтобы возникшее противоречие не разрешилось гибельным для ребенка образом, данный разрыв и противостояние двух жизней должен быть преодолен практически как совместное простраивание новой формы событийности в новых условиях существования. Ребенок приходит в мир без потребности в общении и без умения общаться. Ухаживая за ребенком, взрослый организует атмосферу общения, устанавливает с ним связь, оформляет его поведение.

Длительность и критерии родового кризиса. В вопросе о длительности родового кризиса и о критериях его преодоления среди медиков и психологов нет единства взглядов. Медики ориентируются на объективные критерии и показатели благополучного переживания ребенком кризиса рождения. Таким критерием для них прежде всего является вес ребенка. Известно, что в течение 9-12 дней ребенок теряет в весе. После этого начинается нормальный прирост, показывающий, что дитя, благодаря уходу взрослых, приспособилось к новым условиям жизни, и в первую очередь, к новому для него типу питания. В 1964 году на Международном симпозиуме по возрастной физиологии критерий достижения ребенком первоначального веса определен в качестве критерия окончания первого периода жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: