Кюблер Росс

Стадии умирания.

1 отрицание. Дает время на актуализацию ресурсов для перехода на след фазу. Ведет себя опр образом. Не хочет верить в то, что необратимые изменения происходят может быть регресс. Если мы претворимся, что изменений нет, то их не будет. Я не могу в это поверить. Такого не бывает. Не может быть.

2 злость. Переживание несправедливости. Гнева. Гнев и агрессия могут быть направлены на различные объекты. На любые. Когда человек осознает реальность изменений. Задает вопрос. Почему я. Я не могу и не хочу это принять. Это несправедливо.

3 торг. При столкновении со смертью. Только дай мне дожить дол того, как дети закончат школу. Я сделаю все, что обещал. Дайте мне еще время. Сопровождается негативными переживания ми. Движение между надеждой и отчаянием.

4 депрессия. Сталкивается с тем, что попытка торга не удалась. Он не может ничего изменить. Приходит осознание серьезности и необратимости потерь.

5 принятие. Я не могу побелить это, но я могу хорошо подготовиться к этому. Нельзя сказать, что эта фаза связана с позитивными ощущениями. Просто принятие неизбежности.

Росс процесс горевания описывала как нормальную реакцию человека на трагические события. Она назвала это защитными механизмами. Эти стадии не могут переживаться линейно. Может быть возврат.

Субъективно-рефлексивный уровень. Заманаева. На нем происходит переживание утраты.

Переживание утраты происходит на физическом уровне. Состоит в физическом исчезновении человека. Умерший безвозвратно недоступен.

Необратимость утраты переживается как во внутреннем мире, так и на внешнем плане.

Заманаева

1 образный хаос. В сознании утратившего всегда образы событий, связанные с утратой. Их невозможно остановить. Увязает в этих образах. Сниженный контроль за поведением. Регулятторы в основном внешние. Человек находится внутри ситуации. Он в малой степени способен рефлексировать состояние и поведение.

2 выделение отдельных событий и элементарных связей. Начинается тогда, когда человек может верьализировать произошедшее. Образы переходят в слова. Рассказывает кому-то или письмо. Важный этап. Без вербализации образа невозможна структуриазация пространства без объекта утраты. Возможен феномен ложного узнавания. Мне кажется, что я его слышу. Человек все еще ожидает, что ситуация изменится.

3 дифференциация образов фактических событий и реакции на них утратившего. Происходит дальнейшая структуризация хаоса. Происходит выделение значимых элементов. Разделение ситуации на внешний и внутренний план. Устанавливаются связи внутри уровней. Между уровнями нет еще. Может быть гнев злость ужас. Может рефлексировать их, но связывает из только с ситуационными конкретными объектами, а не с ситуацией в целом. Проявляется потеря собственной социальной роли по отношению к ушедшему. Ощущается отсутствие умершего во внешнем плане.

4 структурирование событий внутреннего ряда. Горюющий уже осознает существование внешнего и внутреннего ряда событий и может выделять связи между ними. Внутренний план. Осознает значимость умершего, их отношений. Остро ощущается нехватка человека. Во внутреннем плане на первый план выходят экзистенциальные категории: смерть, одиночество смысл. При нормальном течении они должны нормально заполнится. Способен вербализироватьь требования к себе.

5 сознательная работа с внутренним планом событий. Обобщение событий. Здесь человек в состоянии занять позицию рефлексирующего наблюдателя. Возможность возвращения регуляции поведения. Структурировнаие образа ушедшего. Кем и чем был человек. Происходит осознание изменений во внутреннем плане. Осознание того, что оно стал мудрее, старше. Или наоборот уязвимый. Появляется необходимость в обыденной форме вербализировать то, что происходит с человеком. Утрата как жизненный урок.

6 осознание многогранности и многоуровненовости события. Переживающий утраты уходит с эгоцентрической точки. Возможен интерес к другим точкам зрения и другим гранями события. Начинается работа воспоминаний. Появляется осознанное желание поговорить об ушедшем с теми, кто его знал. Начинает осознавать не только роль, которую они играли друг для друга, но и роль ушедшего для других людей. Один из индикаторов этого уровня: более спокойное отношение к личным вещам умершего. Ситуация утраты переводится во внутренний план. История об утрате. О том как это было. Человек четко понимает как изменился он и мир в связи с утратой. Новообразование - психологический образ утраты.

7 Переход от работы с образами к работе со смыслом. Формируется определенное место во внутреннем плане для ушедшего. Образ ушедшего перестает возникал непроизвольно. Должны завершится неконтролируемые воспоминания. Тот ушел в рай, ад, реинкарнация. В зависимости от мировоззрения. Новообразование - психологическая связь с ушедшим.

8 работа с экзистенциальными смыслами в обще-человеческом масштабе. Этот этап возникает не всегда. Появляется новый уровень обобщений. Размышления характеризуется максимальной отстраненностью. Высокий уровень обобщения могут быть человеком приложены к конкретной ситуации. Человек обнаружит возможность дедукции.

Такой уход был хорош для деда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: