Первоначально гуманистами называли образованных людей, состоявших в переписке
друг с другом.Отсюда гуманизм можно определить как дружеское общение при
помощи писем. Уже во времена Цицерона гуманистами называли людей, умеющих
пользоваться алфавитом, использующих язык для воздействия на людей с целью их
облагораживания. С тех пор как философия сформировалась как писательство, они
тоже стала идентифицировать любовь и дружбу не только мудростью, но и
посредством текстов. Благодаря чему и сегодня спустя две с половиной тысячи
лет сохраняется философия, это её способность писать тексты для друзей и о
дружбе. Её можно рассматривать как непрерывную цепь посланий от поколения к
поколению.
Первым важным посланием была греческая литература, а её первыми получателями
и читателями – римляне. Усилиями римских гуманистов содержание греческой
культуры оказалось открытием для империи и позже для всего европейского мира.
Они ещё не осознавали, что правило игры в письменную культуру не предполагает
личного знакомства отправителя и адресата. Кажется авантюрой посылать тексты
неизвестным получателям. Так и было бы, если бы не существовало кода,
благодаря которому греческая философия могла транспортироваться в форме
письма, ставшего способом передачи традиции. Дружба на расстоянии
предполагает не только тексты, но истолкователей. Без готовности римлян
дружить с греческими писателями, без способности воспринять соответствующие
правила игры, предполагаемые письмом, их произведения никогда бы не проникли
в европейское культурное пространство. Во многом благодаря способности читать
античные тексты, мы сегодня можем вести речь на своем языке о гуманных вещах
.
Оценивая эпохальное значение греко-римской письменной коммуникации, следует
учитывать особенности отправки и получения философских текстов. Прежде всего
отправитель не знает его получателя. Даже если речь идет о письме к
далекому. Но знакомому другу, философский текст пишется с расчетом на большое
количество безымянных и даже не родившихся читателей. С эротологической
точки зрения гипотетическая дружба автора и читателя, отправителя и
получателя послания является любовью на расстоянии, любовью к дальнему, о
которой критически писал Ф.Ницше.
Он указывал, что письмо - не просто коммуникативный мост между друзьями,
разделенными расстояниями, а сама операция разделения. В европейской магии
письма оно и есть «действие на расстоянии», целью которого является
включение другого в круг дружеского общения. Письмо или книга – это
приглашение к дружбе.
Первоначально гуманисты были не более чем сектой грамматиков, которой в
отличие от других удалось сделать свой проект универсальным. Это произошло
при государственной поддержке специальных дисциплинарных учреждений,
развивающих письменную культуру в определенных рамках. Это прежде всего
школы, гимназии и университеты, где грамматические, логические, научные и
литературные стандарты согласуются с политическими. Благодаря им возникает
некая принудительная дружба, организованная каноном лекций. Теперь уже не
только античные и христианские, но и национальные авторы образуют круг чтения
публики, которая формируется на основе литературы и театра, музыки и
живописи.