Существуют различные теории развития личности. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние. Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности. Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества. В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимодействуют. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования. Примером отказа от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности является теория американского психолога Э. Эриксона. Она основана на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизненные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния: Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года). Самостоятельность, уверенность в себе или сомнение, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет). Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет). Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет). Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет). Интимность и общительность или личностная психологическая изолированность (от 20 до 30 лет). Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет). Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет). Кроме кризисных периодов в развитии личности психологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для развития той или иной способности человека. В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура. Психологическую структуру личности составляют: - ндивидуальные особенности психических процессов; - характерные психические состояния; - психические свойства (направленность, способности, темперамент, характер); - жизненный опыт, то есть практически усвоенные знания, умения, навыки, привычки. Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр. Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности. Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.
|
|
|
|