Казеиновый клей

Он прочно вошел в практику реставраторов с начала 30-х годов вопреки тому, что самые первые опыты по его применению дали отрицательные результаты из-за сильной хрупкости пленки. Знакомясь с первыми документами по его опробованию и результатам укреплений за сорок лет его применения?невольно удивляешься тому, почему его так широко и охотно применяли и продолжают применять реставраторы.

Как сообщают Д.Чиварзин (5) и Ю. А. Олсуфьев (6), в 1931 г. впервые в отечественной реставрации на памятнике ХII в. церкви Спаса Нередицы под Новгородом были проведены опыты по проверке различных материалов для укрепления красочного слоя. В результате проверки семи составов остановились на казеине. В том же сообщении Д.Чиварзин указывает, что ранее в Киеве проводились опыты по укреплению настенной живописи казеиновым раствором, окончившиеся, по отзывам специалистов, неудачно

В 1950 году Е. А. Домбровская отметила усилившееся шелушение красочного слоя на медальоне с изображением св. Марфы в Нередице после укрепления (1931–34 гг.) составом с казеином (7). Катастрофическое шелушение и осыпи красочного слоя в том же памятнике, отмеченные комиссией Министерства культуры РСФСР в протоколах 1966 и 1967 гг., вероятно, также были результатом казеинового укрепления (протоколы архива Госинспекции по охране и реставрации памятников Министерства культуры РСФСР)

В 1932 году было осуществлено укрепление росписей Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе XII в. г. Владимира.

В 1931 году были заложены опыты по применению казеина и казеин-силиката. Лучший результат дал раствор казеина без силикатного клея, но тогдаже заметили, что "во многих местах укрепления… образовалось шелушение, приподнятые краски в виде пузырьков твердых, раскрытых…" (8)

Вторично результат укрепления был проверен в 1935 году и признан "вполне хорошим", однако было уже замечено, что в тех местах, где клеевая пленка несколько толще, она вместе с красочным слоем треснула, образовывая их приподнятость, скручивание и отдирание поверхностного красочного слоя от нижележащих слоев. Однако наблюдаемый факт посчитали случайностью, объясняя его тем, что "приподнятая пленка не отрывает собой всего пигмента, так как за ней не видно белой известковой поверхности" (9). В 1948 году шелушение усилилось, что было отмечено в отчете за этот год руководителя сектора реставрационной мастерской Г.Владимира Н. П. Сычева. Указывалось, что слои живописи отошли от фунта, а, следовательно, осыпаются и местами уже осыпались. В 1949 году были вновь поставлены опыты по укреплению красочного слоя и снова казеиновым клеем, а в 1950 году осуществились реставрационные работы. Но так как состав на основе казеина, сваренный по рецепту прошлых реставраций, вызывал сильный блеск на поверхности живописи, его решено было вдвое разбавить водой, т.е. уменьшить концентрацию (10)

В начале 60-х годов живопись была повторно укреплена казеиновым клеем. В результате на поверхности живописи сформировалась пленка, содержащая большое количество казеина, которая к 1969 году отдирала не только верхние слои краски, а всю живопись до штукатурки. Данные явления были зафиксированы комиссией Госинспекции совместно с Владимирским музеем еще в 1964 году, спустя год после очередного укрепления

Шелушение красочного слоя росписей А.Рублева, явившееся результатом применения казеина, выявилось через год, и было зафиксировано в протоколах вышеупомянутой комиссии. Причем, сначала шелушение обнаруживалось, только при сильном увеличении и при освещении боковым светом. Появлению такого рода разрушений способствовало, по сравнению с 30–40 годами, то, что собор стал отапливаемым и имел более сухой режим. Когда в соборе не было отопления, шелушение красочного слоя в результате применения казеина выявилось через более длительное время. Влияние влажности атмосферы на скорость разрушения казеиновой пленки объясняется способностью давать большую усадку при уменьшении влажности

Постоянные наблюдения за состоянием росписей подтверждают, что деформация и шелушение красочного слоя зависят от влажности воздуха и стен памятника. В осенне-весенние сезоны года с высокой влажностью красочный слой несколько расправляется, в сухие — скручивается и осыпается

Характерные для казеина повторные разрушения красочного слоя наблюдались в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове г.Ярославля (росписи конца XVII века). В западной галерее этой церкви в 1953 году Н. В. Перцев провел опытное укрепление желтком, казеином, эмульсией поливинилацетата и раствором полиакриламида с желтком (11). При осмотре этих проб в 1967 году, т.е. через 14 лет, оказалось, что казеиновый клей дал характерные для него разрушения: вздутия и растрескивание, шелушение и распыление красочного слоя

В 1970 году было зафиксировано повторное шелушение укрепленного в 1962 году казеином сильно разрушенного шелушащегося красочного слоя на изображении Лавра в Успенском соборе г. Звенигорода. Красочный слой лика Лавра, рук, одежды и оплечья к тому времени не только сильно разрушился, но и имел большие утраты. Несмотря на укрепление казеином, к 1970 году шелушение живописного слоя возобновилось. Нижние слои оказались разрыхленными и деструктированными, а верхние деформировались и скручивались. Местами появились новые утраты по фунта. Разрушение очень характерно для случаев применения клея, образующего жесткую пленку и дающего большие усадки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: