Теоретические основы СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА сельскИХ администраТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Землеустройство сельских административно – территориальных образований
В результате реформирования земельных отношении произошли значительные изменения в аграрном секторе страны. Отсутствие поддержки со стороны государства привело к тому, что большинство реорганизованных сельскохозяйственных предприятий переживают затяжной спад производства. Отсутствовали научно обоснованные предложения по организации территории реформированных предприятий. Необходимость совершенствования состава и размера земельных участков, переданных в ведение сельских и поселковых администраций и предназначенных для ведения личных подсобных хозяйств, так же не вызывает сомнений. Эти и некоторые другие причины свидетельствуют об актуальности разработки землеустроительных документов-схем, проектов, обеспечивающих эффективное землепользование в условиях сложившихся земельных отношений.
|
|
Особенность современного землеустройства, в отличие от существовавших ранее, заключается в том, что данные разработки осуществляются в условиях многообразия форм собственности на землю, многоукладности экономики сельского хозяйства.
Новые землеустроительные документы должны базироваться на ресурсном подходе к организации территории, суть которого заключается в том, что организация территории обосновывается, исходя из имеющихся земельных, производственных, материальных и трудовых ресурсов [6].
Законодательно определенное разграничение сфер владения, пользования и распоряжения землей в существовавших до реформы границах крупных коллективных сельскохозяйственных предприятий, после появления множества землепользователей привело к путанице в земельных отношениях, в понятиях и определениях. В результате земельной реформы сельским администрациям, были переданы в ведение земли, а хозяйствующие субъекты получили ее либо в собственность, либо в пользование или владение. Территориальное единство было нарушено. При решении вопросов развития сельских поселений неизбежно затрагиваются интересы всех землепользователей и землевладельцев. Такая ситуация существенным образом сказывается и на организации территории, определении сфер влияния различных собственников в области своих прав на землю, перераспределении земель, решении вопросов организации территории в условиях различных форм собственности на землю и хозяйствования на ней. Из этого следует, что вся территория в границах бывших сельских Советов должна стать объектом территориального землеустройства. По мнению ряда авторов, С.Н. Волкова, А.Л. Желяскова, именно в границах сельского административно-территориального образования необходимо проводить территориальное землеустройство [13].
|
|
Основная цель такого землеустройства заключается в создании новых или упорядочении существующих территориальных земельных отношений на основе перераспределения, разграничения и организации рационального использования земель с различным правовым статусом, режимами и условиями землепользования на территории, находящейся под юрисдикцией сельской администрации. При этом территориальное землеустройство должно решать следующие задачи:
1. Создание равных территориальных условий для развития всех форм хозяйствования на земле независимо от форм собственности.
2. Совершенствование рациональной системы землепользовании и землевладений с учетом развития рыночных отношений.
3. Создание территориальных условий для рациональной организации сельскохозяйственного производства.
4. Установление режима и условий использования земель, обременении и сервитутов на земельные участки.
Комплексность землеустройства на территории САТО заключается в поэтапной разработке:
1. Схемы землеустройства территории.
2. Проекта территориального землеустройства САТО, который может разрабатываться одновременно со схемой землеустройства.
3. Проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий.
4. Рабочих проектов на отдельные массивы и участки территорий сельскохозяйственных предприятий.
Схемы и каждый из проектов могут быть самостоятельными видами работ, но последовательность их составления обязательна, так как в каждом последующем документе происходит детализация проектных решений.
Разработка территориального землеустройства представляется в следующей последовательности:
· анализ использования земельных ресурсов и системы землевладений и землепользовании в границах САТО;
· установление правового, агроэкологического, природоохранного режима использования земель;
· характеристика и перспективы развития сельских поселений;
· уточнение состава земель, находящихся в ведении сельской администрации для развития личных подсобных хозяйств населения;
· перераспределение земель и проектирование системы землевладений и землепользовании.
При составлении проекта территориального землеустройства, перспективных планов развития аграрного сектора возникает очевидная необходимость увязки потребности в трудовых ресурсах - с одной стороны, и расчета необходимого объема производства - с другой. Без четкого представления о тенденциях, складывающихся в расселении, о его динамике, изменениях, вызванных экономической и социальной ситуацией, невозможно наметить программы развития территории. На основании прогноза развития населенных пунктов ведется расчет потребности сельских администраций, в земельных ресурсах для обеспечения скота, находящегося в личном пользовании населения.
Для разработки мероприятий по рациональному и эффективному использованию сельскохозяйственной земли в целях развития сельскохозяйственного производства, а следовательно, и для преодоления негативных социальных явлений, необходимо решение следующих вопросов:
1. Анализ и прогноз демографических изменений на территории, определение на ближайшую перспективу развития населенных пунктов, зонирование земель сельского административного образования.
2. Определение путей обеспечения занятости населения с уточнением прогноза расселения.
3. Проведение демографического анализа и прогноза половозрастного состава населения, выявление возможности его расширенного или простого воспроизводства, наличие трудоспособного населения и т.д.
|
|
На основании проведенного анализа строится предварительный прогноз развития населенных пунктов, который в дальнейшем уточняется. Объектом исследования должны выступать все поселения вне зависимости от характера связи между ними.
В результате разработки проекта территориального землеустройства осуществляется перераспределение земель, как между категориями земельного фонда, так и между собственниками, землепользователями и землевладельцами. Уточняется использование продуктивных земель, формируется состав землепользователей и землевладельцев. Разрабатываются мероприятия по решению социальных и экологических проблем населения, проживающего на данной территории.