- Концепции социального воспитания (Б.П.Битинас, В.А.Бочарова, С.В.Дармодехин, А.В.Мудрик, Г.Н.Филонов, М.Е.Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования.
- Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И.А.Зимняя, В.А.Караковский, З.А.Малькова, Л.И.Новикова, М.И.Рожков, Н.Л.Селиванова, А.И.Шамшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем.
3. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, И.А.Колесникова, Н.Б.Крылова, В.В.Сериков, Е.Ш.Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.
4. Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода.