О телесном воскрешении. Кораническая концепция

Большое место в Коране занимает обоснование телесного воскрешения, особенно чуждого аравийским язычникам, которые, по свидетельству Священного Писания, вопрошали:

Кто же оживит кости,

Уже истлевшие?

(36:78)

Неужто, после того как умрем

И превратимся в прах и кости,

Мы будем воскрешены,

А еще и пращуры наши?!

(37:16-17)

Коран развивает различные типы доказательства воскрешения

мертвых. Прежде всего это аргументы, исходящие из всемогущества

Творца:

Неужели они не ведают, что Бог,

Который создал небеса и землю,

Не утомившись этим^

В силах оживить мертвых?

Да, воистину, Он — всемогущ.

(46:33)

(Здесь и далее цитаты из Корана приводятся в авторском переводе. Первая цифра

указывает номер главы-суры, а вторая — номер стиха-айата).

Подобно тому как Всевышний в первый раз сотворил человека,

Он может сотворить его снова (18:48, 36:78-79). Для Создателя это,

«второе творение», не составляет труда, и оно даже легче «первого»

(66:7; 30:27).

Из земли Он вас сотворил,

В нее потом возвратит,

Из нее же еще раз призовет.

Другой тип коранической аргументации апеллирует к аналоги с явлениями природы. Так, в айатах 50:9—11 говорится:

Мы ниспосылаем с неба воду благословенную,

Ею произращаем сады и жатвы...

Ею оживляем мертвую [от сухости] страну;

Таков же и исход [из могил].

Всевышний поднимает людей из могил, подобно тому как Он

взращивает колос из зерна, пальму — из косточки:

Он выводит живое из мертвого

И мертвое — из живого.

(6:95)

К подобного рода соображениям 2-я сура Корана присоединяет доказательства «от истории», «от прецедента». Так, пророка Иеремию Бог умертвил на целое столетие, а потом снова воззвал к жизни (2:259). Еще один человек, современник Моисея, воскрес после того, как по наставлению Божьему его ударили частью заколотой коровы (2:72). В суре, наконец, приводится рассказ о птицах, расчлененных на куски Авраамом, а затем возвращенных к жизни, после чего Пророк твердо уверовал в воскрешение мертвых (2:260). Из этих и других айатов, однако, неясно, о каком именно воскрешении идет речь — телесном ли, духовном ли, а может, просто о воскрешении живого существа. Скорее всего в Коране подразумевается последнее, хотя доминирующим стало представление о воскрешении телесной оболочки, с которой в Судный день соединяется душа (вновь созданная или же пережившая тело, бессмертная). В любом случае возникает вопрос: воскрешение тела означает сотворение тела, идентичного прежнему, или же воссоздание, воссоединение частиц прежнего тела? Большинство богословов-традиционалистов толкуют соответствующие места в Коране во втором смысле, вида в таком воскрешении очередное знамение Божьего всемогущества. Другие же, в их числе ажь-Газали, а также многие шиитские богословы и суфии, придерживаются первой интерпретации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: