Большое место в Коране занимает обоснование телесного воскрешения, особенно чуждого аравийским язычникам, которые, по свидетельству Священного Писания, вопрошали:
Кто же оживит кости,
Уже истлевшие?
(36:78)
Неужто, после того как умрем
И превратимся в прах и кости,
Мы будем воскрешены,
А еще и пращуры наши?!
(37:16-17)
Коран развивает различные типы доказательства воскрешения
мертвых. Прежде всего это аргументы, исходящие из всемогущества
Творца:
Неужели они не ведают, что Бог,
Который создал небеса и землю,
Не утомившись этим^
В силах оживить мертвых?
Да, воистину, Он — всемогущ.
(46:33)
(Здесь и далее цитаты из Корана приводятся в авторском переводе. Первая цифра
указывает номер главы-суры, а вторая — номер стиха-айата).
Подобно тому как Всевышний в первый раз сотворил человека,
Он может сотворить его снова (18:48, 36:78-79). Для Создателя это,
«второе творение», не составляет труда, и оно даже легче «первого»
(66:7; 30:27).
Из земли Он вас сотворил,
В нее потом возвратит,
Из нее же еще раз призовет.
|
|
Другой тип коранической аргументации апеллирует к аналоги с явлениями природы. Так, в айатах 50:9—11 говорится:
Мы ниспосылаем с неба воду благословенную,
Ею произращаем сады и жатвы...
Ею оживляем мертвую [от сухости] страну;
Таков же и исход [из могил].
Всевышний поднимает людей из могил, подобно тому как Он
взращивает колос из зерна, пальму — из косточки:
Он выводит живое из мертвого
И мертвое — из живого.
(6:95)
К подобного рода соображениям 2-я сура Корана присоединяет доказательства «от истории», «от прецедента». Так, пророка Иеремию Бог умертвил на целое столетие, а потом снова воззвал к жизни (2:259). Еще один человек, современник Моисея, воскрес после того, как по наставлению Божьему его ударили частью заколотой коровы (2:72). В суре, наконец, приводится рассказ о птицах, расчлененных на куски Авраамом, а затем возвращенных к жизни, после чего Пророк твердо уверовал в воскрешение мертвых (2:260). Из этих и других айатов, однако, неясно, о каком именно воскрешении идет речь — телесном ли, духовном ли, а может, просто о воскрешении живого существа. Скорее всего в Коране подразумевается последнее, хотя доминирующим стало представление о воскрешении телесной оболочки, с которой в Судный день соединяется душа (вновь созданная или же пережившая тело, бессмертная). В любом случае возникает вопрос: воскрешение тела означает сотворение тела, идентичного прежнему, или же воссоздание, воссоединение частиц прежнего тела? Большинство богословов-традиционалистов толкуют соответствующие места в Коране во втором смысле, вида в таком воскрешении очередное знамение Божьего всемогущества. Другие же, в их числе ажь-Газали, а также многие шиитские богословы и суфии, придерживаются первой интерпретации.