Программа курса
«Философские и психологические проблемы творчества»
Задачи курса
- выявить ключевые философские проблемы в объяснении творчества;
- показать субъективно-психологические условия творчества;
- развернуть основания творчества и показать его природу;
- показать генезис творческой способности человека.
По освоению курса студент должен
- понимать всеобщие формы осуществления творческого процесса;
- знать существующие в философии и психологии проблемы в объяснении творческого процесса;
- быть знакомым с формами и методами научного творчества;
- уметь анализировать творческий процесс в единстве его объективного содержания и субъективных способностей;
- овладеть навыком элементарной культуры творческого мышления.
Курс предполагает содержательный анализ следующих проблем: творчество как основа человека, как основание и способ бытия культуры; предметно-практическое преобразование действительности как творение форм культуры; единство предметно-преобразующей деятельности и творческих способностей человека; идеальная форма деятельности; мышление продуктивное и репродуктивное; возможность и действительность самоизменения мысли; свобода и творчество; полагание абсолютной границы бытия (предела) как условие свободного проявления мышления; основания и условия самостоятельности мышления.
|
|
Освоение содержательного состава этих проблем дает магистранту возможность сознательно опираться на философские и психологические представления о сущности творчества в различных формах своей деятельности, в первую очередь научной. В контексте этого анализа магистрант должен будет понять природу творчества и генезис творческой способности; получить представление о творческих методах мышления и методических средствах осуществления творческого процесса. Одновременно магистрант входит в элементарную культуру творческого научного мышления и получает возможность анализировать научно-творческий процесс в единстве его объективно-мыслительного и субъективно-психологического содержания.
Целью преподавания курса является развернуть в сознании студента различные представления о творчестве и показать ключевые проблемы этого процесса как они проявляются в философии и психологии. В связи с этим в курсе исследуются два аспекта процесса творчества: творчество как объективный процесс и творчество как субъективная деятельность. Оба эти аспекта раскрываются через различные концепции творческого процесса с последующим синтезом их философских и психологических оснований. Такое вхождение в проблематику курса выступает одновременно и формой освоения (и присвоения) творческой способности.
|
|
Программа содержит четыре модуля, каждый из которых представляет совокупность внутренне объединенных проблем как некое тематически целое. Такое расчленение программы создает прозрачность всего содержательного состава курса и тем самым создает для магистранта определенное ориентирующее условие для самостоятельной работы, обеспечивая одновременно возможность контроля и самоконтроля.