Рок-музыка – явление периода застоя

Рок-музыка свое существование в нашей стране ведет с начала 1960-х годов, и почти до конца 80-х она преследовалась со стороны официальных властей и на страницах прессы. Поэтому, мы считаем, целесообразным рассмотреть советский период развития рок-музыки исходя из того, как политическая ситуация в стране в указанный период отразилась на развитии таких творческих форм самовыражения, каким является рок.

Имеет место утверждение, что рок-музыка в нашей стране получила свое становление и развитие в так называемый период застоя, или «эпоху застоя», как принято в публицистике обозначать период в истории СССР с момента прихода к власти Л.И. Брежнева (1964 год) до 27 съезда ЦК КПСС (февраль 1986 года), а еще точнее – до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Во многих источниках датой окончания эпохи застоя указывается март 1985 года – дата прихода к власти М.С. Горбачева, однако, это неверно. В 1985-86 годах никаких существенных перемен в жизни страны, за исключением отдельных незначительных шагов вроде легализации рок-музыки или «снятия с полки» некоторых не самых крамольных фильмов, не происходило»[5].

Термин «застой» свое происхождение ведет от политического доклада ЦК КПСС на 27 съезде, прочитанного М.С. Горбачевым. В этом докладе констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах»[6].

В 1970-1980 г.г. проводилась политика «развитого социалистического общества», о чем было объявлено на 21 съезде КПСС. Вообще, указанному периоду времени в истории СССР получил самые противоречивые оценки со стороны историков. Ведь период с 1964-1986 годы, с одной стороны, характеризуется развитием страны: строились новые города и поселки, заводы и фабрик, стадионы, дворцы культуры; создавались высшие учебные заведения, новые школы и больницы. Кроме того, именно в этот период времени СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, а также развитии авиации, атомной энергетики, прикладных и фундаментальных наук. С другой стороны, наблюдалось отсутствие необходимых реформ в экономике страны, о чем свидетельствует отставание в высокотехнологических областях, неэффективное производство, низкий уровень производительности труда. Сельское хозяйство переживало проблемы, а страна тратила большие деньги для закупок производства.

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в стране после окончания периода хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Как отмечают исследователи, при Брежневе советская культура во многом развивалась по инерции, заданной ей периодом хрущевской «оттепели». Нельзя сказать, что достижений не было, но это был период относительной свободы творчества. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного. Ужесточился идеологический контроль за развитием культуры в целом.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30–40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет[7].

Более 20 лет в истории нашей страны она находилась в так называемом «застое», который характеризовался противоречивыми тенденциями в области культуры. С одной стороны, благодаря плодотворному государственному финансированию укреплялась материальная база в научной и художественной сферах, с другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за деятельностью писателей, композиторов, художников.

За этот сравнительно долгий временной отрезок наступили серьезные изменения во всех областях социальной жизни нашей страны: благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни. К последнему можно отнести симпатии молодых людей к рок-музыке.

В период брежневского застоя выявилось такое важное противоречие в советской культуре: в контексте идеологического диктата официальная культура полностью себя исчерпала, а неофициальная не обладала почвой для укрепления своего воздействия на общественное сознание, однако, неофициальное поле культуры расширилось за счет диссидентства и андеграунда, куда входил и рок.

Рок относился к тому пласту культуры, который был лишен всякой надежды в то время на официальное признание. Об этом в своей исследовательской работе «К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история)» пишет И. Чудотворцев: «О нем говорили вполголоса, в укромных уголках, но с искренним любопытством, а порой и с тихим восхищением. Были тогда запрещенные поэты и запрещенные художники, но особенное место занимали новые музыкальные направления и стили, проникавшие с Запада. Сначала – джаз и твист, еще при Хрущеве, навсегда соединившиеся в сознании с хрущевской оттепелью. После – отдельные всплески, брызги и капли того колоссального явления, которое обозначено нами как Новая Волна. В Советский Союз эти всплески докатились уже к середине семидесятых, когда Новая волна успела пойти на спад на Западе. Конечно, ни о каком адекватном осмыслении этих молодежных веяний в те годы не могло быть и речи. Ко всему западному вообще относились с большим недоверием. Официально серьезные изменения в Западном образе жизни были списаны на «загнивание» буржуазного общества и в СССР оставались вне закона. Однако люди интуитивно ощущали в этом нечто большее и тянулись к этому новому, непонятному явлению. Сначала по подъездам и в компаниях друзей ребята с гитарами, потом небольшие группы, нелегальные и полулегальные – с загадочными названиями – стали появляться рок-музыканты. И пели они отнюдь не о строительстве социализма и трудовых буднях. С самого начала поднимались темы, очень неприятные для властей. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок- музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны»[8].

Конечно, во времена застоя это делалось вполголоса. Но, тем не менее, как отмечает И. Чудотворцев, «влияние этих негромких голосов подчас превосходило влияние официальной прессы. Родившаяся в более свободных условиях, чем советские, Новая волна приняла в Союзе особый колорит. Она стала жестче, но глубже и содержательнее. Если на Западе в отсутствии сопротивления властей (или точнее, при очень мягком сопротивлении) Новая волна пошла на убыль за какие-то три года, то в Советском Союзе в условиях жесткой борьбы она лишь закалялась и набирала силы. С началом перестройки достигла она своего расцвета. Лучшие песни рок-музыкнатов приходятся как раз на первые перестроечные годы. Тогда стало возможным донести до миллионов то, что прежде говорилось для сотен».

Итак, рок как музыкальное явление является культурным пластом периода, получившего название в нашей стране, периода застоя, так как рок приобрел особую популярность в нашей стране именно в конце шестидесятых годов, не терял ее в семидесятые и начале восьмидесятых годов.

По данным энциклопедии Британника, во время эпохи застоя, СССР достиг своего апогея, добился ядерного паритета с США и был признан супердержавой. Увеличился средний класс, владение предметами быта (холодильниками и машинами) стало реальностью для значительной части населения. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными по советским понятиям.

С другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутствию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону.

Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х. Эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран.

В развитии отечественной культуры это были непростые времена тотального контроля и цензуры. Рок относился к тому пласту культуры, который был лишен всякой надежды в то время на официальное признание.


[1] Троицкий А.К. Back in the USSR. СПб., 2007. С. 31-32.

[2] Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу. СПб., 2007. С. 31.

[3] Данилов Д. Культурный миф нашего поколения. http://www.apn.ru/publications/print9758.htm

[4] Там же

[5] Эпоха застоя. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=204.

[6] Там же.

[7] Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: учебное пособие. Ижевск. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Dolg/18.php.

[8] Чудотворцев И. К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история). http://rozamira.org/paper/metahistory/chudotvortcev/04/#molodezhnye.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: