Типология конфликтных ситуаций в классе

Как и всякая классификация, данная типология — вещь доста­точно условная и не претендует на единственно возможную. Од­нако для работы с конфликтными ситуациями, и, прежде всего, для их анализа (а это первое, что должен сделать грамотный педа­гог), необходимо иметь некоторые рамки для работы.

Мы классифицируем конфликты классного коллектива по участникам и по предмету конфликта. В первом случае будут выделены конфликты:

- между отдельными подростками;

- группами подростков, в том числе между мальчиками

- отдельным подростком и группой одноклассников;

- подростком и целым классом;

- классом (или отдельной группой) и учителем;

- подростком и учителем.

Наиболее типичными и известными из всех перечисленных являются конфликты между отдельными учениками и между груп­пами учеников.

В основании предметной типологии конфликтов лежит пяти-факторная модель, разработанная в Институте психологии и пе­дагогики развития СО РАО. Сочетания межличностных отноше­ний и взаимодействий (вертикальных и горизонтальных) и внут­реннего самоотношения и самооценки составляют пять типов конфликтных ситуаций. Предметом конфликта могут быть:

1) статус в иерархизированной системе отношений. Характер взаимодействия определяется как защита, доказывание или фор­мирование статуса;

2) идентичность, принадлежность. Характер взаимодействия определяется как реализация идентификационных признаков;

3) присвоенная разрывность в некотором внешнем предмет­ном материале. В конфликте участвуют потенциально равные Я-инстанции, чье столкновение определяется априорной ценно­стью предметной компетенции;

4) чувство самоценности. Характер взаимодействия определя­ется возможностями Я к сохранению самооценки путем отрицания негативных характеристик, дискредитации значимости ситу­ации;

5) чувство ответственности, точнее — вины за неисполнение. Характер взаимодействия определяется как выбор-отвергание до­статочной санкции из имеющегося диапазона, соответствующей переживаемому чувству.

Мы уже отмечали, что в подростковом возрасте появляется стремление к лидерству, соперничество. Однако борьба за власть (которая является одним из наиболее распространенных предме­тов подростковых конфликтов) — это не только конфликт между подростками. Точно также власть или влияние (авторитет) неред­ко становится предметом конфликта между подростком и учите­лем.

Поскольку власть в классе, хотя бы формально, все равно при­надлежит учителю, предметом этого конфликта станет влияние на других учеников класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: