Лекция 5. Кризисы и конфликты в жизни человека

Вопросы:

Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис. Виды конфликтов. Причины их возникновения, особенности протекания. Понятие кризиса. Критические жизненные ситуации: общая характеристика. Жизненный цикл и возрастные проявления кризиса по Э. Эриксону. Экзистенциальные кризисные ситуации. Защитные механизмы личности и неврозы. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов: стратегии и тактики. Развитие навыков эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений. Самоконтроль как одно из условий успешного поведения в конфликте.

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. На работе и дома, в гостях и на концерте – в течение дня мы переходим из одной ситуации в другую, общая совокупность которых и образует наше жизненное пространство. Если же обратиться от этого «горизонтального» измерения к «вертикальному» – сменяющим друг друга годам жизни, то и здесь мы увидим череду событий, обстоятельств, ситуаций, составляющих и образующих общий жизненный путь человека. Среди множества этих ситуаций особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Под ними психологи обычно понимают значимые проблемные или трудные ситуации, требующие разрешения или преодоления; при этом имеются в виду не привычные ситуации, какие бы проблемы или трудности они ни содержали (поскольку они являются повторяющимися, мы и используем для них привычные способы преодоления), а те, которые требуют поиска нового решения, выхода или непривычных ресурсов их проживания.

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т. д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических жизненных ситуаций человека, вследствие чего все они часто именуются стрессами. С психологической точки зрения, однако, целесообразно различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями (например, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами.

Современная психологическая наука предлагает еще три ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации – это фрустрация, конфликт и кризис.

Фрустрация (лат. - frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут оказаться внешние и внутренние причины различного характера: физические (лишение свободы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурные (нормы, правила, запреты), материальные (деньги).

Степень выраженности состояния фрустрации может быть различной и зависит от многих факторов (пол, возраст, характер цели, структура личности, разного рода обстоятельства). Имея в виду отдельного человека, можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения деятельности в ситуацию, когда трудность оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации является изменение поведения личности. Прежде всего может наблюдаться потеря волевого контроля поведения и, как следствие, его деградация (от странностей в поведении до ярко выраженного девиантного). Не исключается снижение мотивации достижения цели, отказ от нее в результате переключения на другую цель или потеря ее актуальности. Это же может произойти в результате изменения физического состояния человека.

Конфликт как критическая психологическая ситуация предполагает наличие у человека довольно сложного внутреннего мира и актуализацию этой сложности в соответствии с требованиями жизни, то есть извлечение этой сложности с целью последующего использования (Ф. Е. Василюк).

Конфликты прежде всего ассоциируются у нас с разного рода противоречиями, разногласиями, столкновениями. Действительно, конфликт – это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий. Прежде всего, противоречие должно осознаваться человеком, при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания. Далее, для конфликта характерна активность, направленная на поиск выхода, преодоление или разрешение возникшей проблемы. Например, подчиненному кажется, что его руководитель принял в отношении него несправедливое решение. Это значимая для него проблема, он эмоционально переживает случившееся. Однако конфликтной эта ситуация станет только тогда, когда человек попытается предпринять усилия по ее изменению, будет обсуждать с руководителем возникшие разногласия или высказывать ему свои претензии.

Таким образом, конфликтэто противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Принято различать следующие типы конфликтов.

Внутриличностные (или просто личностные) конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями и т. д. человека, например конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей.

Межличностные конфликты – это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и др.

Межгрупповые конфликты возникают, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т. д.

Любой конфликт, однако, сохраняет свои основные признаки: наличие противоречия; восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; активность, направленная на преодоление противоречия.

Обычно причины, порождающие конфликт не являются такими самоочевидными, ясными для самого человека. Они не представляют безусловного запрета, «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.
В случае конфликта именно сознание должно соизмерить ценность мотивов, сделать между ними выбор, найти компромиссное решение. С критической же ситуацией мы имеем дело тогда, когда субъективно невозможно ни выйти из данной конфликтной ситуации, ни найти приемлемого решения, в результате чего сознание капитулирует перед неразрешимой задачей.

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, связан с какой-то отдельной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса имеет более глобальный характер. Хотя в повседневной речи используются выражения типа «кризис в отношениях», в психологии понятие кризиса относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис (потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса, утрата трудоспособности и т. д.), он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис (греч. – crisis – решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. В качестве примера такой проблемы можно привести тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса, смерть близкого человека и тому подобное.

Обычно выделяют два типа кризисных ситуаций. Основа их выделения – возможность, которую они оставляют для человека в реализации последующей жизни.

Кризис первого типа – это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Например, человек, оставшийся в силу определенных причин без работы, имеет шанс ее найти снова.
Ситуация второго типа – собственно кризис – бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и ее смысла жизни.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни.

Итак, стресс, фрустрация, конфликт, кризис включаются в понятие критической ситуации. Особенность критической ситуации следующая: реагирование на нее зависит не только от того, что именно происходит, но и от восприятия или отношения к ней самого человека. Следует отметить, что само понятие критической ситуации включается в понятие «жизненное событие». Определение жизненного события было дано С. Л. Рубинштейном как такой этап жизненного пути, на котором принимаются важные поворотные решения. События могут быть как позитивными, так и негативными. Имеется в виду восприятие события самим человеком. Получается, что критические ситуации – это события, воспринимаемые человеком негативно, как нежелательные, мешающие, опасные и т. п.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения. Идет ли речь о стрессовой ситуации, конфликте или кризисе – они могут оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. И наоборот, их успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и в конечном счете фактором повышения удовлетворенности жизнью.

Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.
Для целей психологического коррекции критические ситуации удобно подразделить на две группы. В отдельную группу следует выделить кризис, поскольку имеет смысл особо остановиться на специфике психологической поддержки при переживании человеком возрастных кризисов: молодости, середины жизни, старости. Ситуацию стресса, фрустрации, конфликта объединим понятием трудной ситуации. Психологическую поддержку человека в трудной ситуации рассмотрим отдельно.

В энциклопедическом словаре кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем–либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются на:

1. Стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т.п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (посттравматическое стрессовой расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма).

2. Переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы).

3. Переход на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы).

Основные современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972), концепции трех видов кризисов В. В. Козлова (1997).

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис – необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Этот факт человечество знало всегда, что блестяще закодировано в сказках абсолютно всех народов: это всем известная ситуация витязя на распутье. Выбор дальнейшего пути легко дается герою только в сказках, но важно, что избежать выбора невозможно, ненужно и даже опасно.

Кризис – это всегда выбор между регрессивным и прогрессивным дальнейшим развитием личности. Кризис всегда является дезинтеграцией, но предлагает два варианта – позитивный, когда личность повышает уровень своей целостности, негативный, когда становится болью для себя и для общества. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.

Все личностные кризисы для лучшего понимания и детализации условно можно разделить на две основные категории: 1) внутренние кризисы – возрастные, жизненные и экзистенциональные (т.е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности); 2) внешние кризисы – в которых в качестве стрессора выступают внешние травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких.

В течение всей жизни человек решает так называемые экзистенциальные проблемы (т.е. проблемы сущностные, определяющие его бытие в мире). С точки зрения экзистенциальной психологии существуют четыре основные экзистенциальные проблемы, связанные с так называемыми «конечными данностями»: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.

Специфической симптоматикой экзистенциальных кризисов являются следующие особенности:

1. Задеты все аспекты бытия (внутренняя и социальная жизнь, все сферы жизни – профессия, семья, интересы, близкие и друзья);

2. Чувство постоянной (беспричинной) тревоги, генерализованная тревога (неперсонифицированные страхи, постоянный тревожный фон вне зависимости от реальных обстоятельств жизни);

3. Эмоциональная отстраненность от всего мира, «ненаходимость» по М. М. Бахтину (некоторое существование вне времени и пространства);

4. Симптоматика феномена деперсонализации и дереализации;

5. Часто – состояние оглушенности;

6. Страхи (чаще - агорофобии, разнообразные социофобии, страх темноты и пр.);

7. Ночные кошмары;

8. На уровне телесном – хроническое мышечное напряжение, тахикардия, головокружения, дискомфорт и боли в эпигастральной области, повышенное потоотделение, ослабление зрения).

Речь пока шла об экзистенциальных кризисах, связанных со спецификой внутреннего развития каждого индивида, с особенностями процесса индивидуации. Помимо таких кризисов, существуют столь же закономерные в развитии индивида, группы, социума возрастные кризисы.

Проблема проживания человеком определенных этапов в жизни, каждый из которых заканчивается полным изменением жизни, интересовала человечество во все времена. Так, в Древнем Китая жизнь человека состояла из трех больших стадий, внутри каждой стадии существовали семь этапов. Три основных стадии жизни распределялись следующим образом:

§ с рождения до 30 лет (рост и развитие, основная задача – обучение в самом широком смысле: обучение знаниям, приобретение профессии, построение семьи, одним словом – всего, что нужно для полноценной жизни);

§ с 30 до 60 лет (возвращение своего долга обществу);

§ с 60 до 90 лет (внутреннее духовное развитие, возраст «мудреца»).

В Индии жизнь человека состояла из четырех ступеней: обучающийся – владелец дома – уединеный – равнодушный, свободный. Здесь обучающийся – это детство, отрочество, юность; владелец дома – зрелость; уединенный совпадает с кризисом второй половины жизни; свободный – стадия жизни, следующая за проживанием кризиса второй половины жизни, период наиболее полного духовного развития личности. Эта периодизация совпадает с периодом поздних стадий индивидуации по Юнгу.

Согласно концепции Э. Эриксона, человек на протяжении жизни (на «жизненном пути») переживает ряд вполне определенных психосоциальных кризисов. Подобные концепции принадлежат и Л. С. Выгттскому, и Д. Б. Эльконину. Нас интересует именно социально-психологический аспект формирования и становления зрелой личности через переживание социально-психологической дезадаптации в период кризисного перехода. Идентичность в психологии рассматривается как личностно принимаемый образ себя самого, осознаваемый, аутентичный, полный. Зрелая (на данном этапе развития) личность находится в единстве восприятия себя и всех образов себя – осознает, принимает себя (телесно, духовно, интеллектуально). Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона предполагает, что в своем развитии любая личность должна пройти восемь стадий развития. Переход с одной стадии на другую характеризуется нарушением идентичности (кризисом идентичности) и является «необходимым атрибутом жизни». Согласно Эриксону, существует восемь стадий развития идентичности. В «момент» перехода индивид необходимо делает выбор между двумя альтернативами своего дальнейшего развития – в сторону взросления или в сторону возврата назад, на более раннюю ступень социализации и взаимодействия с другими, социумом. От этого выбора зависит весь дальнейший ход жизни человека. На каждой стадии развития идентичности существует своя специфическая задача, т.е. личность «научается» определенным социальным и социально-психологическим механизмам.

Проявления «кризиса идентичности» клинически полиморфны, но их объединяет социально–стрессовый механизм возникновения. Б. С. Положий (1994, 1995) выделяет 4 варианта кризиса идентичности.

1. Апатический вариант - составляет около 40% всех выявленных случаев кризиса идентичности. Клинически он проявляется тревожно–депрессивными расстройствами, потерей жизненной перспективы, снижением активности и целеустремленности, уходом в мир своих переживаний, снижением самооценки, замкнутостью, пассивным ожиданием решения своих проблем. Этот стереотип поведения способствует развитию социально–бытовой и профессиональной дезадаптации.

2. Диссоциальный или агрессивно–деструктивный вариант - составляет около 12% от всех выявленных случаев кризиса идентичности. У этих личностей преобладает аффект злобы, дисфоричность, тенденция к разрушительному поведению и бескомпромиссным суждениям. Мышление приобретает сверхценный, а в некоторых случаях и параноидный характер. Следует отметить, что с одной стороны, они легко внушаемы и легко индуцируются лидерами, а с другой стороны, они сами являются мощным индуктором в толпе. В силу этих особенностей, данные личности часто примыкают к экстремистски настроенным группам, являются активными участниками различных акций, придавая им агрессивно–деструктивный характер. Кроме того, их часто можно видеть в криминальной среде.

3. Негативистический или пассивно–агрессивный вариант — составляет около 27%. Эти лица панически боятся всего нового, пессимистически воспринимают любые экономические и социальные новации, они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности, не делая при этом ничего для изменения обстановки. Их пассивные протестные реакции заключаются чаще всего в постоянном брюзжании, желчной критике, пассивном противостоянии внедрению нового.

4. Магический вариант - составляет около 21% от всех лиц с кризисом идентичности. У этих личностей преобладает магическое мышление, которое формирует поведение, мировоззрение и весь стиль их жизни. Их отличает повышенный интерес к метафизическим проблемам, ко всему иррациональному и паралогичному. В норме магическое мышление свойственно примитивным культурам и детям, а как психопатологический феномен оно встречается при шизофрении и обсессивно–компульсивных расстройствах.

Исследователи отмечают, что в периоды исторических потрясений обществу в целом свойственна «метафизическая пораженность» (активный интерес к астрологам, экстрасенсам, колдунам, ясновидящим и т.п.) и объясняют это тем, что магический стиль мышления носит характер защитного психологического механизма и снижает уровень тревоги и напряженности. Важно также отметить, что магический вариант кризиса идентичности может привести к опасным социальным последствиям. Ярким примером может служить деятельность секты «Белое братство».

Можно также выделить гендерные аспекты возникновения и преодоления кризисов. Как показало исследование А. А. Бакановой (2002), кризисная ситуация в одинаковой степени воспринимается мужчинами и женщинами как сложная ситуация, которая возникает внезапно, является неконтролируемой и вызывает изменения в жизни. Однако, как указывает автор, поведение в кризисе может быть разным. Так, специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом. При этом они чаще прибегают к внешней помощи для их разрешения и дольше воспринимают ситуации как окончательно неразрешенные, «хронические».

Специфической же особенностью юношей является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захвачены негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний. В разрешении проблемы они стремятся опираться на собственные ресурсы и более решительно справляются с возникшими трудностями, не оставляя их на будущее. Примечателен тот факт, что женщины несколько в большей степени оценивают и наличие в переживаемых ими кризисных ситуациях экзистенциальных проблем смерти, смысла и одиночества. Мужчины же рассматривают происходящие с ними ситуации в большей степени как столкновение с проблемой ответственности.

В своих исследованиях А. А. Баканова указывает на то, что наличие неразрешенных экзистенциальных проблем препятствует эффективному совладанию с кризисными ситуациями, лишая женщину необходимых для этого внутренних ресурсов, а мужчину – возможности использовать эффективные копинг-стратегии, связанные с обращением за помощью к другим людям или самоконтролем. При этом, по данным автора, успешность преодоления кризисной ситуации напрямую связана для мужчин и женщин с умением опираться на свои внутренние ресурсы и собственную активность. Так, успешно разрешить кризисную ситуацию с использованием эффективных копинг-стратегий женщине могут помешать сильные и глубокие эмоциональные переживания, а мужчине - неумение использовать собственные внутренние ресурсы.

По мнению А. А. Бакановой, для мужчин и женщин разрешение экзистенциальных проблем является мощным внутренним ресурсом для преодоления кризисных ситуаций, помогающим выбирать эффективные копинг-стратегии и успешно справляться с жизненными трудностями. Причем, успешно справиться с кризисными ситуациями мужчинам помогают такие копинг-стратегии, как сотрудничество со значимыми людьми, обращение за помощью и альтруизм, а женщинам – сохранение самонаблюдения, придание происходящим событиям смысла и оптимизм.

При этом адекватное разрешение кризиса дает клиенту возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. К. Гроф и С. Гроф (1995, с. 19) отмечают, что «если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием». Подобных идей придерживались в своих работах К. Г. Юнг и Р. Ассаджиоли.

Обобщая все сказанное, можно выделить основные позиции ученых на проблему кризиса и его роль в жизни человека.

1. Как считает Дж. Якобсон, кризис возникает, если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами.

Итак, суть личностного кризиса – это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.

2. Кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых – еще нет. Это состояние «между небом и землей», «промежуточный период», о котором Э. Йоманс (1997, с. 127) пишет, что это «время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения». О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.

Таким образом, кризис – это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия – жизненого стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных – становлению личности. Кризис – это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста и любой кризис уже заложен в основном свойстве личности – стремлении развиваться и самосовершенствоваться.

3. Это выглядит так, как будто есть кто-то, кто очень хочет, чтобы человек обрел уверенность и силу, стал более открытым и терпимым, впустил в свое сердце любовь и глубокое понимание жизни. И он терпеливо учит его этому. Но, увы, человек слишком занят сегодня и ему не до личностного роста. И этот кто-то после нескольких неудачных попыток обратить человека к самому себе, принимает более смелое решение. И в этот самый момент человек попадает в ситуацию, которая разрушает все его привычные устои и создает такую жизненную проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами». Человек запутан и смущен, он воспринимает эту ситуацию как нестерпимое зло, как темноту, обрушившуюся на его жизнь, как полное и непоправимое крушение, «момент погружения к последним глубинам» (К. Г. Юнг). А для того, кто его учит, это – всего лишь урок, очередная попытка помочь человеку посмотреть себе в душу и не отпрянуть. Потому что, как пишет К. Г. Юнг (1994, с. 121), «когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа смысла».

Большинство психологов, как отечественных (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Р. А. Ахмеров, В. Ф. Василюк, С. Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К. Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным, разъединяющим).

4. Отсюда следует, что в разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода. Один состоит в том, что человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует, по словам Р. Ассаджиоли (1997), «базовое стремление к росту» или, как называл это Ф. Харониан (1997), «откликается на зов Высшего». Тогда человек переходит на следующую ступень своего развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе.

5. Другой выход заключается в сохранении существующего порядка. Как пишет Ф. Харониан (1997, с. 94), «существует множество способов, к которым люди прибегают, чтобы уклониться от зова Высшего. Мы боимся его, потому что он предполагает отказ от знакомого во имя неизвестного, а это всегда связано с риском». В тех случаях, когда речь идет о кардинальных и далеко идущих переменах, они обязательно вызывают тревогу. Практически все серьезные исследователи, изучавшие тревогу, придерживаются мнения, что личностный рост и тревога неразделимы. Поэтому часто, выбирая потребность в безопасности и стремление к сохранению существующего порядка, человек приостанавливается в своем развитии, при этом ограничивая или даже разрушая себя.

Итак, чтобы развиваться, актуализировать свои потенциальные возможности, а иногда и просто выжить, личности необходимо учиться справляться с различными критическими ситуациями, что определяет важность, актуальность и социальную востребованность психологической помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях

В связи с этим прежде всего рассмотрим проблему адаптации к критическим ситуациям. Одним из способов решения данной проблемы является изучение наиболее распространенных механизмов адаптации к ним, разработка на их основе приемлемых техник и обучение таковым клиента.

Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Можно сказать, что вся человеческая жизнь в основном есть история преодоления критических ситуаций, обстоятельств и содержит множество примеров их успешного преодоления. Его характер зависит прежде всего от уровня интеллектуального развития личности и ее отношения к окружающему миру.

Различают четыре типа деятельности по преодолению критических ситуаций. Так, в гедонистическом типе игнорируется совершившийся факт. Человек внутренне искажает и отрицает его; он говорит: «Ничего страшного не случилось». Далее человек формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. По сути, это защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание или реалистический тип преодоления критических ситуаций базируется на принципе реальности. В его основе лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек в конечном итоге принимает реальность случившегося, приспосабливает свои потребности и интересы к новому смыслу жизни. При этом бывшее содержание жизни, ставшее теперь невозможным, бесповоротно отбрасывается. Человек в данном случае имеет прошлое, но теряет историю. Примером такого типа преодоления критических ситуаций может служить чеховская Душечка, проживавшая на страницах небольшого рассказа несколько жизней.

Ценностный тип преодоления критических ситуаций признает наличие критической ситиуации, повреждающий смысл жизни, но отвергает пассивное принятие удара судьбы. По сути строится новое содержание жизни в связи с понесенной утратой. Например, потерявшая мужа жена стремится полностью заменить детям отца или же завершить начатое им дело.
Ценностный тип может достичь и более высокого постижения смысла жизни, если он ориентирован на самоуглубление и самопознание. Человек при этом осмысливает жизнь в большом плане и распознает то, что в ней истинно значимо, приобретает житейскую мудрость. Именно она позволяет человеку сохранить верность ценности вопреки очевидной абсурдности и безнадежности такой позиции. Примером ценностного типа преодоления критических ситуаций может служить нравственное поведение, законом для которого являются собственные моральные принципы, а не внешние обстоятельства, какими бы жестокими они не были.

Другим типом преодоления данных ситуаций является творческий, или поведение сложившейся волевой личности, которая в критических ситуациях сохраняет способность сознательно и самостоятельно искать выход из критической ситуации, благодаря имеющемуся социальному опыту. Результатами такого поведения могут быть или восстановление прерванной кризисом жизни, ее возрождение, или перерождение ее в другую, по существу, иную жизнь. В любом случае это порождение собственной, обязательно деятельной жизни, самосозидание, самостроительство, то есть творчество, именно оно является предпосылкой подвига.

Все описанные типы преодоления критических ситуаций по сути являются идеальными и в обычной жизни в чистом виде встречаются редко.
Реальный процесс преодоления чаще всего включает в себя несколько типов или их вариантов. При этом степень сохранности личности зависит от того, какой из них доминирует. Гедонистический тип даже в случае успеха может привести к регрессу личности, реалистический удерживает ее от деградации; ценностный и творческий являются исходными для духовного роста и совершенствования личности.

Учитывая эти факты, можно говорить о наиболее успешных, уже апробированных жизнью, техниках адаптации к критическим ситуациям. Некоторые авторы в основу своих систем адаптации кладут сочетание аутогенной тренировки и контроля поведения. Так, например, Ю. Б.Темплер и Ю. С. Ландышев (1993) разработали аутотренинг, состоящий из упражнений по формированию определенного ритма жизни (ритма движений, чтения, разговора, мышления); активное использование природы и искусства; мобилизации веры, воли и воображения, а также овладение приемами психологической защиты.

Надо отметить, что приемы психологической защиты играют особую роль в профилактике и преодолении дезорганизации и дезадаптации психики, повышают ее устойчивость к критическим ситуациям, служат важным техническим способом выхода из них.

Психологическая защита может быть более или менее осознанной и выражаться в различных формах. Именно она лежит в основе многих рекомендаций, направленных на улучшение общения с людьми и предотвращения эмоционального стресса.

Конкретными приемами психологической защиты являются: перенос, переключение, сравнение, изменение масштабов событий, накопление радости, мобилизация юмора, отчуждение, интеллектуальная переработка, «клин клином», разумный эгоизм, разрядка, использование интуиции, создание мысленного барьера, разного рода релаксации, самовнушение.

Среди техник самовнушения можно отметить метод СОЭВУС, разработанный академиком Г. Н. Сытиным (1993) и получившим достаточно широкое распространение в России. СОЭВУС – это метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека. В его состав входят: исцеляющие настрои (тексты), принципы построения настроев, методика их усвоения и приемы самовнушения, а также пути использования данного метода в разных условиях и с разными целями.

К числу психологических защит относятся техника самосовершенствования с элементами глубокой релаксации, перефокусировки и обновления человеческого духа, разума и тела, основанная на технике дыхания (техника ребефинга) – авторы Дж. Леонард и Ф. Лаут (1993), и даже, казалось бы такие известные методы и способы избегания дистрессов, как поддержание определенного образа жизни, индивидуального для каждого человека; полноценный сон, сбалансированное питание, спортивные занятия и т.д. Часто в основе техник адаптации к критическим ситуациям лежит практический опыт их преодоления. Например, Анатолий Гостюшин (1994) описал такой опыт в «Энциклопедии экстремальных ситуаций». Учитывая, что в современной России число критических ситуаций достаточно велико, характер их весьма разнообразен, одним из практических выходов помощи людям по их преодолению является создание центров (психологической помощи, психокоррекции, социальной адаптации и т.д.), где не только может быть оказана экстренная психосоциальная помощь, но и будут организованы курсы по обучению конкретным техникам адаптации к такого рода ситуациям.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях может быть направлена на решение срочных и затянувшихся жизненно важных проблем – психические травмы, конфликты, семейные ссоры, сложные взаимоотношения с детьми, негативные внутренние состояния, болезненные переживания, запутанные ситуации в бизнесе, в политике и т.д.

Кризисная терапия (с точки зрения психологической парадигмы) представляет собой следующие основные положения:

§ не существует специальных кризисных технологий и практик;

§ кризисная помощь исключает применение психофармакологии;

§ основная стратегия помощи личности и группе в кризисном состоянии заключается в объяснении того факта, что то, что сейчас происходит – нормально, правильно и полезно;

§ основная тактика при работе с экзистенциальными кризисными состояниями – поддержка и ничего более.

Психолог, работающий с кризисами должен опираться на ряд базовых положений:[1]

1. Личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный смысл, они являются следствиями причин не только личной истории клиента, но и интерпесональных и трансперсональных уровней, причем причина и следствие образуют некоторую целостность – целостность психической реальности.

2. Человеческая психика имеет уникальные возможности к самоисцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности и выходу из кризисных состояний.

3. Человек может самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право своей жизни другому человеку: психотерапевту, психологу, священнику – человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества.

4. Человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования.

5. Личность – уникальная мозаика индивидуальностей, а не идентификаций и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не-Я».

6. Необходимо осознание клиентом ответственности за целостность своей личности и приобретение интегративных навыков, что может свидетельствовать о его переходе на новый этап – этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих не только пережить кризисную ситуацию, но и использовать кризисный опыт для самореализации;

7. Кризис является единственным условием для мощной и быстрой трансформации – возрождения личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: