Попытайтесь «примерить» его к теме вашего исследования, заполнив при возможности недостающие места текста, пользуясь справочными материалами

Задание 2. Изучите описание функций культурологического подхода, впишите их название, пользуясь словами для справок.

(Слова для справок: информационная, организационная, развивающая, ориентационная, исследовательская, мобилизационная, коммуникативная (см. Л.А. Павлова)

¤Переработка социокультурной информации; формирование культурного кругозора. Информационная функция.

¤ Проведение исследований; поиск новой социокультурной информации. Исследовательская функция.

¤ Воспроизведение разных моделей человеческого общения, формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная функция.

¤ Формирование готовности к широкой поисковой деятельности в постоянно меняющейся социокультурной среде; развитие способности решать различные типы учебно-познавательных задач. Развивающая функция.

¤ Формирование системы ценностных ориентаций, позитивных отношений и социально значимых мотивов поведения и деятельности. Ориентационная функция.

¤ Выработка широкого набора умений и навыков, способствующих развитию познавательной активности и самостоятельности; актуализация жизненного опыта обучающихся и активизация их интеллектуальных сил при решении задач Мобилизационная функция.

¤ Организация и обеспечение необходимого взаимодействия между учащимися и социумом; формирование определенных традиций, внеаудиторной работы. Организационная функция.

Задание 3. Прочитайте выдержки из параграфа диссертации, в котором обосновываются её методологические основы.

Попытайтесь «примерить» его к теме вашего исследования, заполнив при возможности недостающие места текста, пользуясь справочными материалами.

— «В основу нашего научного проекта был положен культурологический подход, как продуктивная методология познания и преобразования педагогической реальности, поскольку именно в рамках данного подхода наиболее полно и корректно можно решить проблему нашего диссертационного исследования: какой должна быть методология обучения сетевым технологиям в профильном курсе информатики на основе моделирования, проектирования, конструирования, использования аппаратно-программных средств на основе имитации их функционирования?

Как методологическая основа современной педагогической науки культурологический подход требует от нас использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении педагогических явлений и процессов.

В контексте культурологического подхода в обучении школьников сетевым технологиям в профильном курсе информатики на основе моделирования, проектирования, конструирования, использования аппаратно-программных средств на основе имитации их функционирования, наиболее значимыми представляются идеи: исследовательской, коммуникативной, развивающей и мобилизационной функций культурологического подхода.

В образовательном учреждении, на базе которого планируется организация опытной работы, нами будет создана экспериментальная культуросообразная среда обучения школьников сетевым технологиям в профильном курсе информатики.

Культуросообразность - учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.

Принцип культуросообразности, согласно которому в отборе культуроведческого материала лежат следующие положения:

o определение культурной и ценностной значимости отбираемых материалов;

o определение значимости понятий «культурное наследие», «культурное многообразие», «диалог культур», «культурная дискриминация», «культурная агрессия», «культурное и этическое самоопределение», «картина мира»,

потребует от нас анализа культуроведческого материала в целях использования его в качестве дидактического наполнения при разработке экспериментальной методики, а также целесообразного использования культуроведческого материала в образовательном процессе при обучении школьников сетевым технологиям в профильном курсе информатики с учетом их возрастных и интеллектуальных возможностей.

Как известно, культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов.

Культурологический принцип диалога культур нацеливает исследование на контрастивно-сопоставительное изучение русской и информационной культур в контексте их непосредственного и опосредованного культурного взаимовлияния.

При разработке дидактических средств в рамках учебной дисциплины, направленных на межкультурное развитие обучающихся, мы будем также опираться на принцип культурной вариативности и рефлексии.

Принцип интегративности, ориентированный на восприятие культуроведческого содержания на основе междисциплинарных связей и зависимостей, направляет нас на интеграцию философско-культурологических, регионоведческих и лингвистических знаний.

(Справочное бюро.

Основные идеи культурологического подхода в личностно-ориентированном образовании:

v Обучающийся субъект культуры, её главное действующее лицо.

v Обучающийся познаёт и творит культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений индивидуального и коллективного творчества.

v Отношение к учащемуся как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению.

v Отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития.

v Отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут школьники и где воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых.

v Отношение к педагогу как посреднику между учеником и культурой, способному ввести его в мир культур и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей.

Исследователь И.В. Арябкина отводит важную роль созданию культурной среды в образовательном учреждении, которая определяется как «совокупность следующих сред:

а) культурная среда обучения и преподавания, формируемая с помощью культуроемких технологий и многообразия качественных средств различных дисциплин гуманитарного и естественного знания, а также культурных компонентов содержания всех учебных курсов;

б) культурная среда собственной активной учебной деятельности;

в) мультикультурное пространство образования в учебном заведении;

г) культурная массмедиа-среда самообразования;

д) культурная среда общения детей и взрослых;

е) культурная среда семьи;

ж) культурная среда детско-подростковой самодеятельности;

з) культурная среда дополнительного образования и культурная среда зон саморазвития личности (как внутреннее культурное пространство»).

¨ Рекомендуемая литература для дальнейшего изучения темы.

1. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя/И.В. Арябкина [Электронный ресурс]//Электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт Художественного Образования»: [сайт]. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/

2. Кречетников К.Г., Ковылина Е.В. Модель применения ролевой игры в обучении иностранным языкам при культурологическом подходе/ К.Г. Кречетников, Е.В. Ковылина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.econf.rae.ru/pdf/2010/04/996a7fa078.pdf

3. Крылова Н.Б. Культурология образования/Н.Б. Крылова// Новые ценности образования.- М.: Народное образование, 2000.- №10. – 272с.

4. Павлова Л.П. Исследование влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза/Л.П. Павлова [Электронный ресурс]// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [сайт]. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2011/ped14.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: