Лабораторная работа № 11
«Работа с переменными типа char»
Цель работы: ознакомиться с особенностями применения переменных типа char, изучить функции, работающие с символьными типом.
.
Теоретические сведения
Символьная константа состоит из символа, заключенного в апострофы (например, ‘x’). Значением символьной константы считается численное значение константы в машинном наборе (алфавите). Символьные константы считаются данными типа char.
Тип данных char является наименьшим из целых типов данных. Переменная этого типа занимает в памяти ЭВМ всего один байт. Поэтому некоторые программисты иногда используют его для экономии памяти в программах, работающих с маленькими целочисленными значениями, например, для организации цикла:
#include <iostream.h>
#include <stdlib.h>
char i;
int main()
{
for (i='a'; i<='z'; i++)
cout<<i<<" ";
cout<<endl;
system("PAUSE");
return 0;
}
Работа программы:
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
Для продолжения нажмите любую клавишу...
Однако, как мы уже отмечали, основной способ использования переменных типа char – это описание данных, состоящих из отдельных алфавитно-цифровых символов, т.е. из букв, цифр или специальных символов. Набор символов определяется в компьютере специальной таблицей, в которую обычно заносятся список всех возможных символов.
|
|
Персональные компьютеры обычно используют таблицу с символами ASCII. Все символы ASCII представлены в таблице двоичными кодами, учитывающими последовательность изменения символов. Например, двоичные коды цифр от 0 до 9 расположены подряд в возрастающем порядке. Буквы алфавита как строчные, так и прописные так же расположены подряд в возрастающем порядке от a до z – смотрите приведенный выше пример. Например, код символа ‘a’ равен 97, а символа ‘b’ – 98. Цифра ‘0’ представлена числом 48, а цифра ‘9’ – числом 57.
Эта особенность организации таблицы с символами ASCII позволяет легко организовать различные алгоритмы обработки текстов, например, сортировку слов в алфавитном порядке.
Стандартная библиотека С++ имеет большой набор функций для работы со строковыми переменными. Для использования этих функций необходимо включить в программу заголовочный файл string.h.
Под строковой переменной в языке С++ понимается массив символов, в конце которого находится специальный символ – признак окончания строковой переменной – символ NULL или ‘\0’.
Если признака окончания строковой переменной нет, то это просто массив символов.
В языке С++ имеется специальный заголовочный файл (string.h.), содержащий обширный набор функций для работы со строковыми переменными (но не с массивами символов).
Для объявления строковой переменной внутри программы просто объявляется массив типа char c количеством элементов, достаточным для хранения требуемых символов плюс символ конца строки. Например, следующее объявление создаёт строковую переменную с именем filename, способную хранить 64 символа (важно, что символ NULL является одним из этих 64 символов):
char filename[64];