Развитие способностей состоит в расширении их числа у данного индивида, в достижении более высокой результативности деятельности, а также в совершенствовании высших способностей, связанных с научным, техническим и художественным творчеством, с организаторской деятельностью. По мнению С. Рубинштейна, динамика способностей подчиняется правилу спирали: реализованная возможность одного уровня открывает переход к реализации возможности более высокого уровня.
Деятельностный подход указывает на врожденные задатки, которые обозначают начало пути развития способностей. Функциональный подход связывает это начало развития способностей одновременно с рождением человека. Несмотря на отличия во взглядах на отправную точку способностей, оба подхода сходятся в том, что ведущая роль в их проявлении и развитии принадлежит деятельности. Чтобы способности проявились, человек должен начать действовать.
3. Деятельность человека, ее структура, виды и их психологическая характеристика
Деятельность — высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой (социальной и материальной), в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также познает свое место в этом мире. Творческий характер деятельности состоит в том, что:
• в ней продуктивное (созидательное) начало (человек нацелен на созидание, а не только на потребление);
• она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).
В деятельности различают:
• субъект деятельности — человек, ее осуществляющий;
• объект деятельности - фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта (например, учебный процесс в вузе);
• предмет деятельности - то, чего деятельность непосредственно касается (например, в учебной деятельности это знания, умения и навыки).
Общие характеристики деятельности
Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:
• социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития);
• целенаправленность (сознательно выбранные цели);
• плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
• предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и
нормами действий);
• субъектность (обусловленность личностными характеристиками).
Виды деятельности разнообразны и трудно поддаются детальной классификации. На макроуровне же каждый индивид оказывается включенным в три вида: игру, учение и труд.
Игра направлена не на производство конкретного продукта, а на решение некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации. Различают игры:
• индивидуальные и групповые (по числу участников);
• предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии);
• ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя);
• игры с правилами (поведение индивида определяется системой жестких правил).
Учение направлено на систематическое приобретение:
• знаний (получение информации об окружающих предметах и явлениях);
• навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности);
• умений (овладение способами использования знаний и навыков в соответствии с целями деятельности).
Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением. Обучение с точки зрения развития личностных качеств называют воспитанием.
Труд направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека. Трудовая деятельность возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Труд ученого, размышляющего в тишине своего кабинета над научной проблемой, не отделен от труда предшествующих поколений и современников. Основой таких размышлений служат те знания, которые созданы до него.
Характеристика строения деятельности (макроструктура)
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев» или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятелъностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий; следующий - уровень операций; наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций. Действие — это основная единица анализа деятельности. По определению действие — это процесс, направленный на реализацию цели.
Таким образом, в определение действия входит одно понятие, которое необходимо определить - цель. Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнений действия.
Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.
Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.
Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а «раскрывается» в действии.
Второй момент: действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели — это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.
Третий, очень важный, момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).
Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.
И, наконец, четвертое понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т.д., это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.