Тара и ее роль в процессе товародвижения

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в у п а к о в к е или т а р е.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также процесс обращения продукции.

Тара – является основным элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т.д.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

- защита товара от влияния других товаров;

- обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Классификация и характеристика основных видов тары

Понятие «тара» включает в себя обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков, основные из которых следующие:

1) функции, выполняемые в процессе товарного обращения;

2) назначение;

3) принадлежность;

4) кратность использования;

5) материал изготовления;

6) конструкция и метод изготовления;

7) устойчивость к внешним механическим воздействиям;

8) качество.

(1) Тара в процессе товарного обращения может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на:

- транспортную,

- цеховую,

- потребительскую

- тару оборудование.

Транспортная (внешняя) тара применяется для транспортирования и хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки и т.д.

Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).

Потребительская (внутренняя) тара поступает к потребителю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары – пакетов, коробок, тубов, банок и т.п., как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.

Тара-оборудование – это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров. Тара-оборудование представляет собой контейнеры различной конструкции, предназначенные одновременно для транспортирования, хранения и продажи товаров. Использование тары-оборудования устраняет излишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала, ликвидирует ручную перекладку товаров из тары на прилавки, позволяет механизировать наиболее тяжелые погрузочно-разгрузочные работы, сокращает численность работников, занятых перемещением и переноской грузов, сокращает товарные потери, уменьшаются затраты на торговую мебель, полнее используется площадь торгового зала.

(2) По назначению тару делят на:

- универсальную

- специализированную.

Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная тара – только для определенных товаров.

(3) В зависимости от принадлежности следует различать тару:

- общего пользования.

- индивидуального пользования.

Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

(4) По кратности использования тара делится на многооборотную, возвратную и разового использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.

(5) В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

Деревянная тара наиболее распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных пород. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.

Я щ и к и бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используютплотно сколоченные ящики: для овощей, фруктов, винно-водочных изделий – решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов овощей и фруктов а также других продовольственных товаров, продукции легкой промышленности и других непродовольственных товаров. Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают неразборные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.

Деревянные б о ч к и изготовляют из древесины различных пород. Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки – сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т.п. В днище заливных бочек имеется отверстие для заливки рассола, тузлука и т.п.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л: рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин – от 15 до 250 л.

Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 до 100л.

Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные к о р з и н ы.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготавливают из прессованного картона, ящики – из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5 – 4 раза на единицу затаренной продукции.

Для затаривания сыпучих товаров используется бумажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные, дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитаны специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной.

Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Как правило, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.

Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами.

Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров (молочных продуктов, винно-водочных изделий и других продовольственных и промышленных товаров). В зависимости от формы и емкости различают банки, бутылки, бутыли (баллоны) и флаконы. Товары, затаренные в стеклянную тару, необходимо перевозить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.

Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном используется для затаривания некоторых ликеро-водочных изделий.

Полимерная тара получает все более широкое распространение. Она изготавливается из синтетических материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары от внешних влияний. Она объединяет достаточно разнообразный ассортимент как потребительской, так и транспортной тары. Сюда относятся банки, бутылки, канистры, тубы, коробки, пакеты, ящики и т.п.

Комбинированная тара получается путем сочетания различных материалов при ее изготовлении. Так, путем комбинации полимерных материалов с бумагой, фольгой, тканью можно получить прочную и красочную упаковку.

(6) По конструкции тару подразделяют на разборную, неразборную, складную, разборно-складную, со съемными деталями, а по методам изготовления – на литую, штампованную, бондарную, клееную тару и тару, изготовленную литьем под давлением.

(7) В зависимости от устойчивости к внешним механическим воздействиям тару принято делить на жесткую (деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т.п.).

(8) Одним из признаков классификации тары является ее качество. Например, тканевые мешки в зависимости от их качества делятся на 3 категории, возвратные деревянные ящики – на две категории (ящики, требующие ремонта и ящики деревянные отремонтированные), возвратные картонные ящики – на две категории (ящики, требующие ремонта и ящики картонные отремонтированные) и т.д.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ ТАРЫ

Постоянное развитие производства тары неразрывно связано с мероприятиями по ее унификации.

Унификация тары процесс приведения всего многообразия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарными группами. Она осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения. Унификация дает возможность отобрать наиболее рациональные виды и размеры тары.

Модулем унификации для транспортной тары принят международный плоский поддон размером 800x1200 мм. С учетом этого модуля разработана сетка унифицированных внешних и внутренних размеров ящика, а по внутренним размерам определены унифицированные размеры потребительской тары. Исходя из оптимальной шкалы, устанавливаются также определенные размеры тары по высоте. Все это позволяет унифицировать форматы тарных материалов, расфасовочно-упаковочных машин и других видов оборудования, а также габариты транспортных средств, что, в свою очередь, создает условия для внедрения единой системы технологии обработки грузовых мест на транспорте, на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Стандартизация тары предусматривает установление наиболее рациональных видов тары с точки зрения материалов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса. Одной из задач стандартизации является установление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.

Различают д в е г р у п п ы стандартов на тару. К первой группе относятся н о р м а т и в н ы е стандарты, в которых сформулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, методы испытаний. Так, в стандарте «Ящики деревянные. Номенклатура показателей» приведены номенклатура показателей качества и классификационные группировки деревянных ящиков. В специальном разделе этого важного документа регламентировано применение показателей качества деревянных ящиков. Существуют стандарты, в которых приведены общие и основные понятия, связанные с тарой, важнейшие термины и даны их определения.

Вторая группа включает п р е д м е т н ы е стандарты на тару для конкретных видов продукции (товара). В них приведены наименование и назначение тары, типы и особенности ее конструкции, технические требования и т.д.

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:

на ящиках – в левом верхнем углу торцевой стенки;

на бочках и барабанах – на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз;

на флягах и баллонах – на дне.

Маркировка должна содержать с л е д у ю щ у ю и н ф о р м а ц и ю: наименование предприятия изготовителя или его товарный знак; обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации, в соответствии с которыми изготовлена тара. На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».

Сбор и возврат тары осуществляют предприятия торговли, общественного питания, заготовительные и производственные предприятия. При этом они руководствуются специальными Правилами, которые допускают другой порядок применения, обращения и возврата тары, если он предусмотрен в договоре.

Приемку тары по количеству и качеству осуществляют материально ответственные лица, причем тару, поступившую с товаром, принимают одновременно с товаром. Количество поступившей тары сверяют с данными сопроводительных документов.

Принимая тару по количеству, следует убедиться в ее соответствии требованиям стандартов, проверить правильность маркировки. Необходимо также убедиться в соответствии фактического качества тары качеству, указанному в сопроводительных документах. Проверяется правильность цен, соответствие их ценам, установленным в договоре.

При выявлении ненадлежащего качества тары или расхождений в ее количестве получатель обязан составить акт, который служит основанием для предъявления претензии к поставщику. Порядок составления акта и предъявления претензии к поставщику определен в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Освобожденная от товаров и приведенная в порядок тара должна быть рассортирована по видам и сосредоточена в специально отведенных местах.

Нельзя хранить тару в беспорядочно сложенных кучах, мягкую тару – в сырых местах, на каменных полах без деревянных настилов или прокладок.

Для различных видов возвратной тары установлены определенные сроки возврата их предприятиям- изготовителям, а при отсутствии сведений об изготовителе товаров – отправителю. В связи с этим очень важен регулярный вывоз тары.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность покупателя (получателя) возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования. Порядок и сроки в о з в р а т а т а р ы установлены законом, или иными правовыми актами.

Заключительные операции с тарой, выполняемые предприятиями розничной торговли, - сдача ее по количеству и качеству тарособирающим предприятиям или изготовителям (поставщикам) товаров и ее документальное оформление.

Для концентрации возвратной тары, вывезенной из магазинов и других предприятий, ее систематического возврата создаются тарные склады. Они занимаются сбором различных видов возвратной тары, ее ремонтом, изготовлением новой тары, переработкой нестандартной или вышедшей из оборота тары. Важнейшей функцией таких складов является сдача отремонтированной тары потребителям.

Наличие тарных складов позволяет улучшить организацию тарного хозяйства и обеспечить максимально возможный сбор и возврат тары.

Операции по сбору тары выполняет специальный сборщик (экспедитор) или шофер, принимающий тару от материально ответственных лиц по количеству и качеству.

Основным документом, подтверждающим вывоз тары из магазина или другого предприятия, является товарно-транспортная накладная.

Основная масса продуктов, выпущенная производством, без тары и упаковки, как правило, не может быть сохранена и доставлена на потребительский рынок и, следовательно, не может стать товаром. Это истина для любого крупного товарного производства. Вопрос в том, какой должна быть тара – минимально необходимой, дешевой или роскошной и модной.

И если за рубежом производители давно уже делали ставку на покупателя, который оценивает товар по его оформлению, поскольку жесткая конкурентная борьба научила их уважать упаковку товаров. То у нас в стране, затраты на тару всегда старались минимизировать, лишь бы обеспечить более-менее полноценную доставку товара потребителю.

Однако в течение последних лет представление о роли тары существенно изменилось. Именно совершенствование тары благодаря научно-исследовательским разработкам в области упаковки товаров послужило отправным пунктом технического перевооружения в отраслях промышленности, складском и транспортном хозяйстве.

В странах Западной Европы уже в 60-х гг. были приняты кардинальные меры по устранению диспропорции между основными и вспомогательными работами в промышленности. Причиной явились выводы экспертов о низкой организации вспомогательных цехов и служб – внутрицехового транспорта, складирования готовой продукции и сырья, упаковки, погрузочно-разгрузочных работ. Внутрицеховой транспорт базировался на конвейерах, которые занимали немало места, отличались медленными скоростями перемещения сырья и готовой продукции. А межцеховые и цеховые расстояния постоянно росли, соответственно возрастал путь движения сырья и товаров. Изменить положение увеличением числа машин не удавалось.

Решение проблемы было найдено при помощи простого приспособления – «поддон».

Так как поддоны и пакетирование получили международное распространение, понадобилось согласовывать единые размеры поддонов и пакетов между странами, поддерживающими торговые отношения. Международный торговый поддон, на основе которого стала выпускаться большая часть поддонов в нашей стране, имеет площадь основания размером 1200x800 мм. Европейские промышленные фирмы приняли за основной модуль размер поддона 1000x1200 мм. Выпускаются также поддоны размером 100x800 мм.

Поддон состоит из опорных стоек и сплошного или решетчатого настила для укладки товаров. Между опорами оставлены проемы для ввода вилочного захвата тележек или электропогрузчика. Поддоны применяют для хранения товаров, а также для их перемещения и транспортировки. Товары, уложенные на поддон, образуют пакет, удобный для перемещения с помощью подъемно-транспортного оборудования. Высота пакета определяется конкретными условиями: грузоподъемностью механизмов, габаритами транспортных средств складов. Параллельно с пакетированием грузов на поддонах начала широко применяться система доставки пакетов в железнодорожных, автомобильных, морских, авиационных контейнерах.

Особую роль стали играть поддоны-контейнеры. Принятое определение контейнера – транспортное средство определенной формы и размеров, предназначенное для перевозки грузов различными видами транспорта. Контейнеры по конструкции могут быть открытыми закрытыми, цельными, разборными и решетчатыми. Они одновременно выполняют функции тары и транспортного средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: