Особое значение в системе управления качеством, базирующейся на концепции TQM, отводится роли управленческого персонала, его лидерству. Лидерство высшего руководства, его обязательства и активное участие являются решающими при разработке и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества с целью достижения выгоды для всех заинтересованных сторон.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 перед высшим руководством стоит задача осуществлять следующие меры:
• разработка прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих назначению организации;
• демонстрация на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала;
• доведение до сведения персонала направления деятельности организации, ценностей, связанных с качеством и системой менеджмента качества;
• участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции;
• получение обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества;
|
|
• определение процессов жизненного цикла продукции, добавляющих ценность в интересах организации;
• определение вспомогательных процессов, влияющих на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;
• создание среды, способствующей вовлечению и развитию работников;
• обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для поддержки стратегических планов организации.
Каждый руководитель обязан:
1. Устанавливать стандарты личного качества работы и подавать пример своим подчиненным;
2. Быть лично вовлечен в процесс улучшения работы и качества.
Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц организации, и распространяться на каждый уровень руководства и рядовых работников.
Процесс вовлечения руководства в улучшение работы проходит три этапа, которые называют «лестницей совершенствования».
Первый этап – осознание руководством необходимости в совершенствовании, в понимании того, кто и за что несет ответственность.
Второй этап — готовность руководства оказать поддержку процессу. Это означает, что руководители убеждены в необходимости улучшения результатов работы и готовы вложить в это дело некоторые ресурсы.
Третий этап — руководство само принимает активное участие в этом процессе улучшения работы.
При вовлечении руководства в процесс улучшения работы должен меняться стиль руководства. Необходимо осуществлять т.н. коллективное управление, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, непосредственно участвующим в решении производственных вопросов.
|
|
В условиях коллективного управления основная задача руководителя — научиться эффективно координировать деятельность групп, чтобы в итоге сама группа, без начальника, смогла бы выявлять проблемы и принимать решения, связанные со своей работой. Тогда в максимальной степени проявляются коллективная ответственность и коллективный подход.
Руководители низшего и среднего звеньев зачастую противостоят коллективному управлению, поскольку они с ним незнакомы и чувствуют себя неуверенно перед неизвестностью. Изменение привычного стиля кажется им весьма рискованным. По существу, 60-70% из них рассматривают потерю части полномочий как угрозу своему положению.
Большинство руководителей низшего и среднего звеньев проявляют значительную обеспокоенность, связанную со следующими угрозами
1. Потеря гарантии занятости.
2. Потеря авторитета.
3. Увеличение объема работы.
4. Утрата полномочий и права оценки труда подчиненных.
5. Разрушение отношений между начальником и подчиненными, построенных по принципу единоначалия, и потеря власти.
6. Сомнения относительно искренности намерений высшего руководства.
Условия эффективности системы коллективного управления, лежащие на стороне руководства, можно определить следующим образом.
1. Обучение. Всем руководителям нужны знания методов решения проблем и принятия решений, которыми будут пользоваться их подчиненные. Они должны быть знакомы с групповой динамикой.
2. Определение рабочих заданий. Все руководители должны определить, что можно ожидать от подчиненных в условиях коллективного управления и какие критерии использовать для их оценки. Это нужно довести до сведения подчиненных, согласовать с ними. Должностные инструкции руководителей должны быть переработаны и отражать принципы коллективного управления.
3. Модификация системы поощрения и наказания. Высшее руководство не может поощрять коллектив и наказывать его руководителя. Руководство должно очень тщательно пересмотреть системы поощрения и наказания для отражения новой роли руководителей и модифицировать их для внедрения требуемых моделей поведения.
4. Участие на раннем этапе. Важно вовлекать все уровни руководства в разработку и внедрение системы коллективного управления.
5. Сплочение руководителей одного уровня. Руководители одного уровня лучше всего понимают друг друга. Встречи руководителей одного уровня для обмена мнениями по поводу коллективного управления и процесса улучшения работы служат эффективным способом убеждения руководителей в получаемых преимуществах.
6. Ознакомление с опытом. Посещение другой организации или другого предприятия, где внедрена эффективная система коллективного управления, может значительно скорее убедить скептиков, чем голая теория.
7. Убеждение на собственном примере. Если руководители высшего звена хотят убедить своих подчиненных в том, что они верят в политику коллективного управления, им лучше всего начать внедрение этой системы с самих себя.
8. Совершенствование процесса принятия решений и поднятие авторитета. По мере того как ответственность за принятие решений передается рядовым работникам, руководители среднего звена должны передать часть своих функций, связанных с принятием решений, руководителям низшего звена для поднятия их авторитета. Все должны понимать, что руководство будет реализовывать решения, способствующие повышению качества, производительности труда и сокращению затрат.
Характеризуя требования к руководству, следует особо выделить:
а) способность «предвидения» — «видения будущего» организации, перспектив и направлений ее развития, на основании чего возможно четко определить миссии и перспективные цели организации;
|
|
б) степень соответствия ролевой модели руководителя, степень понимания целей организации;
в) нацеленность на реализацию миссии организации, целеустремленность, которая предполагает личную вовлеченность в этот процесс и способность обеспечить более широкое участие персонала в процессе улучшения, достижения корпоративных целей (вовлечение персонала и делегирование полномочий);
г) инновационность мышления и подходов в управлении;
д) влияние на формирование корпоративной системы ценностей и в целом на корпоративную культуру, ориентированную на приверженность всеобщему качеству;
е) умение налаживать необходимые межличностные отношения внутри подразделения и в целом в организации;
ж) умение считаться с мнением персонала, учитывать его и поощрять;
з) готовность и способность отводить главную роль в организации социальной системе и социально-трудовым отношениям.
Важны такие качества личности руководителя, как нонконформизм, любознательность, открытость к новому, способность думать и действовать нетрадиционно, разносторонность. Эти качества отражают позитивное отношение к будущему и необходимости изменений, улучшений, без чего невозможно динамичное развитие организации, обеспечение ее конкурентоспособности.
Чисто профессиональные качества, специальная компетентность формируют значительный блок названных выше требований.
Говоря о компетентности руководства, следует уточнить это понятие. Компетентность — термин, эквивалентный термину «соответствие» (от лат. competens, competentis — соответствующий, способный, знающий, сведущий в определенной области).
Различают разные виды профессиональной компетентности:
• специальная компетентность — владение методами собственно профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
• социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
|
|
• личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
• индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок.
Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Руководитель должен обладать как высокой специальной компетентностью, так и адекватной социальной, личностной и индивидуальной компетентностью.
В условиях реализации принципов всеобщего управления качеством, очевидно, идеальной служит модель «тренера команды», резко отличающаяся от иерархической авторитарной модели. Лидер авторитетен, но не авторитарен; он высвобождает потенциал личности, не выраженный в обычных условиях, воодушевляет на осуществление миссий, раскрывает внутреннюю энергетику, которая делает команду победительницей. Характеристики лидера проистекают из свойств его личности. В организации, где всегда преобладала авторитарная централизованная модель менеджмента и стратегия в отношении персонала, направленная на стандартизацию отношений и ограничение их изменчивости, высшие руководители соответствуют скорее модели менеджера, чем модели лидера. Маловероятно, что такая организация сможет изменить свое лицо без быстрых и радикальных изменений в высшем руководстве. Но даже без такой радикальной перемены, которая, скорее, исключение, чем правило, организация может начать совершенствование лидерства (если этого захочет высшее руководство) принятием мер в нескольких областях: найм новых кадров, внутренняя перестановка кадров, поощрения и критерии продвижения, пересмотр ценностей, базовое образование и переподготовка, изменение видения и миссий компании, более широкое наделение полномочиями.
Очень важна способность руководства TQM-ориентированной организации определять существенные для успеха организации ценности.
Например, если организация — лидер в своей области и хочет оставаться или стать им, она, вероятно, проявит особое отношение к некоторым характеристикам лидеров, возглавляющих ее: способности к выбору стратегий, постоянному поиску новых путей и отслеживанию (мониторингу) технологических или маркетинговых изменений. Соответственно, большое значение компания будет придавать таким ценностям, как творчество, новаторство, интеллектуальное превосходство, умение перестраиваться, настойчивость, критическое отношение к предыдущим наилучшим решениям. Все эти способности лидеру следует развивать всегда, но для рассматриваемой организации они должны иметь большее значение, чем обычно.
Один из самых ценных результатов лидерства руководства — создание позитивной социальной среды, позволяющей раскрыть и стимулировать потенциал людей и групп, формировать отношение к работе как к форме самовыражения, способу внести вклад в общее дело, проявить творческую активность, что приносит огромную пользу не только результатам работы компании, но и лично каждому работающему.
Руководство должно быть способно сосредоточить внимание буквально каждого работника организации на миссиях, целях, реальных задачах; использовать все необходимые рычаги для вовлечения персонала в реализацию разработанных перспективных и текущих планов; обеспечить внутреннюю готовность персонала к изменениям, нацеленным на постоянные улучшения, быть движущей силой этих улучшений и нововведений, обеспечивать действенное и эффективное использование всех имеющихся ресурсов для осуществления миссий и достижения целей.
Руководитель высшего уровня должен нести прямую ответственность за свой персонал, за социальное устройство организации. Руководству необходимо определить конкретные факторы, критерии, позволяющие соизмерить провозглашенные миссии и ценности организации с состоянием и развитием ее гуманитарно-социальной составляющей.
Важная задача руководства TQM-ориентированной организации развитие организационно-иерархической структуры, адекватное переменам, происходящим на рынке, в обществе, в научно-технической и информационно-технологической областях.
Руководитель занимает ключевые позиции в налаживании коммуникационных связей и информировании персонала. Он получает основную массу информации, которую должен доводить до своих подчиненных, передавать далее в соответствующие структуры, предварительно определив объем, направление, содержание, конкретного «получателя», средства и методы передачи, ответственных (не только за передачу, но и за получение и первичную обработку).
Все более важной задачей руководителя становится развитие персонала. Чтобы справляться с быстро меняющимися требованиями, сотрудники должны уметь адаптироваться, развивать у себя новые навыки.
Руководитель должен уметь дать сотруднику конструктивную и честную оценку и, в свою очередь, быть готовым и открытым для оценки со стороны подчиненных.
Развитие подчиненных должно происходить посредством их участия и определения для них реалистичных и профессионально интересных, достаточно сложных задач.
Особые требования предъявляются к руководителю и к работнику службы управления персоналом организации, реализующей принципы всеобщего управления качеством:
• сочетание способности разбираться в общих вопросах стратегии развития организации со знанием и навыками практического решения проблем работы с кадрами, привлечением необходимой информации (например, трудового права, делопроизводства);
• способность к анализу состояния кадрового обеспечения реструктуризации, организации, ориентации ее на качество, системному и комплексному подходу к формированию персонала всеобщего качества;
• умение планировать и реализовывать программы обучения и развития персонала, вовлечения и мотивации;
• широта мышления и знание бизнеса;
• способность самого менеджера по персоналу учиться и профессионально расти, быть восприимчивым к новым идеям, концепциям, ситуациям.