1. Сообщение учителя о характере работы, постановка цели занятий.
2. Работа над темой и основной мыслью сочинения.
3. Составление плана и «рабочих материалов» на основе использования различных источников: жизненных наблюдений учащихся, материалов литературных произведений, картин художников, театральных спектаклей, кинофильмов, радио- и телепередач.
4. Языковая подготовка (работа над семантикой слов, которые предполагается ввести в тексты; коллективные и индивидуальные поиски учащимися образных слов и выражений, а также синтаксических структур, которые наиболее соответствуют определенному содержанию; поиски средств связи между частями текста; предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок).
5. Составление черновика.
6. Написание белового варианта сочинения.
Подготовка учащихся к обучающему сочинению также занимает целый урок; работа над беловым вариантом сочинения обычно переносится на второй, сдвоенный урок или осуществляется учащимися дома.
Уроки работы над ошибками
|
|
1. Общая оценка учителем качества выполнения учащимися письменных работ (контрольных диктантов, изложений и сочинений).
2. Разбор достоинств и недостатков текстов ученических изложений и сочинений.
3. Анализ общих для класса орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.
4. Индивидуализация заданий, даваемых тем учащимся, которыми допущено минимальное количество ошибок в письменных работах, и продолжение коллективной работы над ошибками.
5. Постепенный переход всех учащихся к выполнению индивидуализированных заданий.
6. Индивидуализация заданий, даваемых учащимся на дом.