Тема 17. Основные этапы развития педагогики

Основные положения лекции

Воспитание в доклассовом обществе. Педагогическая мысль Древней Греции. Выделение педагогики в самостоятельную науку в XVII в. Педагогические идеи и деятельность Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, И. Гербарта.

Развитие педагогики в России (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). «Педагогика сотрудничества» и авторские школы в современной России. Проблемы педагогических инноваций.

Вопросы для обсуждения

1. Уроки народной педагогики.

2. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

3. Развитие педагогической мысли в России.

Темы рефератов и сообщений

1. Гуманистические педагогические идеи эпохи Возрождения (М. Монтень, В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

2. Педагогические идеи (по выбору: Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, И. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) и их актуальность в наше время.

3. Школа и педагогика в России: проблемы и перспективы.

4. Основные идеи «педагогики сотрудничества» и их реализация в образовательном процессе современной школы.

Задачи

1. Объясните, почему многие выдающиеся философы, психологи, писатели, общественные деятели занимались проблемами педагогики, воспитания, образования? Приведите несколько конкретных примеров.

2. Кому из выдающихся педагогов принадлежат следующие идеи и нововведения:

А. Воспитание в коллективе и через коллектив.

Б. Классно – урочная система.

В. Природосообразность воспитания.

Г. Отсутствие врожденных идей («чистая доска»).

Д. Принцип наглядности в обучении.

Упражнения

1.Проанализируйте педагогический смысл народной сказки (по выбору). В какой ситуации вы рассказали бы эту сказку маленькому ребёнку?

2. С помощью словарей выясните этимологию (происхождение) некоторых понятий из области образования и воспитания (например, школа, университет, студент, экзамен, лекция и т.д.). Каково первоначальное значение этих слов, как и почему оно изменилось в настоящее время?

Практикум

Используя знание принципа наглядности и идею опоры в обучении, подготовьте наглядное пособие (схему, плакат, макет и т.п.) по одной из изучаемых вами дисциплин.

Литература

Антология гуманной педагогики. – М., 1996.

Всемирный историко–педагогический процесс /Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. – М., 1996.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории зарубежной педагогики. – М., 1963.

История педагогики. – В 2т. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1998.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8т. –М., 1984.

Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

Педагогический поиск. – М., 1986.

Пряникова В.Г., Рывкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. –М., 1981.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. –М., 1988.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: