Тема 19. Основные проблемы теории воспитания

Основные положения лекции

Цели и содержание воспитания личности. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. Содержание воспитательного процесса. Умственное, нравственное, трудовое, экономическое, правовое, экологическое, эстетическое, физическое воспитание как процессы, связанные с приобщением развивающейся личности к различным сторонам общечеловеческой культуры. Общие методы и средства воспитания. Организация воспитательной работы в школе и вузе. Проблемы самовоспитания. Подготовка и проведение внеаудиторного воспитательного мероприятия.

Вопросы для обсуждения

1. Современные концепции воспитания.

2. Проблемы гражданского воспитания.

3. Ученический коллектив как субъект воспитания.

4. Самовоспитание, самообразование, саморазвитие личности.

Темы для рефератов и сообщений

1. Воспитание: личность или коллектив?

2. Актуальные проблемы (по выбору: экономического, правового, экологического, эстетического, гражданского и т.п.) воспитания.

3. Игры в учебной деятельности и воспитании.

Задачи

1. В одном социологическом исследовании педагогам было предложено символически изобразить процесс воспитания. Наиболее типичный рисунок: человек поливающий цветы [3]. В чем вы видите основной недостаток отраженного в рисунке взгляда на воспитание? Предложите свои вариант символа для понятия «воспитание» и дайте ему необходимые пояснения.

2. С целью нахождения оптимальных способов формирования самооценки учащихся в учебно–воспитательном процессе был проведен следующий эксперимент. В одном классе каждого учащегося на протяжении всего учебного года сравнивали только с ним самим. О степени успешности (не успешности) его учебной деятельности, о его продвижениях сообщали только ему самому. Его не сравнивали с другими. В другом классе успехи одного ребенка сравнивали с успехами (не успехами) другого, причем с равными возможностями (способностями), но в силу определенных обстоятельств (старательности, организованности, дисциплинированности и т.п.) достигших в учебе лучших результатов. Все оценки высказывались с целью показать, что успех или отставание в учении зависят от отношения к работе. В третьем классе, как обычно, результаты отстающих сопоставляли с хорошо успевающими [3].

В каком классе и почему реакция учеников на оценки педагогов была наиболее благоприятной?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: