Вопросы. Модуль 4. Основные жанры научно-учебных текстов

Модуль 4. Основные жанры научно-учебных текстов

Практическое занятие 3-3.

Тема: Рецензирование научного текста. Отзыв о научной работе.

Цель: дать понятие о рецензии, отзыве; ознакомить с правилами их оформления.

Содержание занятия.

Вопросы.

1. Структура научной рецензии.

2. Определение, сущность и назначение отзыва.

Рецензирование -процедура рассмотрения научных статей и монографий учёными-специалистами в той же области. Цель рецензирования до публикации — удостовериться в точности и достоверности изложения и в необходимых случаях добиться от автора следования стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом. Публикации произведений, не прошедших рецензирования, часто воспринимаются с недоверчивостью профессионалами во многих областях.

Рецензирование используется издателями для отбора и оценки представленных рукописей. После публикации рецензирование может быть использовано в качестве рекламы публикации, в этом случае, в отличие от предыдущего, рецензия также публикуется в открытой печати. Обязательному рецензированию подвергаются также диссертации на соискание учёных степеней, а нередко и дипломные проекты выпускников высших учебных заведений. Научно-исследовательскими организациями и вузами, а также различными финансирующими организациями рецензирование проводится при оценке продуктивности учёных или для принятия решений о выделении средств на исследования, проводимые данными учёными.

Структура научной рецензии:

· тема или наименование рецензируемой работы;

· её автор;

· актуальность и правильность выбранной темы;

· удачность обзора литературы;

· использование системы доказательств;

· полнота раскрытия проблемы;

· результаты анализа экономической целесообразности, если необходимы;

· наличие чётких выводов;

· использование научного аппарата;

· качество оформления работы;

· недостатки, имеющиеся в работе;

· вывод о возможности допуска работы к защите (или предоставлении иного права).

Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка. В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

Типовой план для написания рецензии и отзывов.

1. Предмет анализа. (В работе автора… В рецензируемой работе… В предмете анализа…).

2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме…. Актуальность темы обусловлена…. Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна…).

3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных(заметных, ощутимых) результатов, является….В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о …).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом….Суммируя результаты отдельных глав…. Таким образом, рассматриваемая работа…. Автор проявил умение разбираться в…, систематизировал материал и обобщил его…. Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий…). Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты…. Работа, бесспорно, открывает…).

6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том, …. К недостаткам работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении…). Работа построена нерационально, следовало бы сократить…. Существенным недостатком работы является…. Отмеченные недостатки являются чисто локальными и не влияют на результаты работы….Упомянутые недостатки связаны не столько с…, сколько с…).

7. Выводы. (Представляется, что в целом статья… имеет важное значение…. Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени ….Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени…. Работа удовлетворяет всем требованиям…, а е автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право…).

Задание 1. Прочитайте текст статьи и составьте к ней аннотацию и рецензию, используя конструкции, данные выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: