Формулировка позиции автора

Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Самый эффективный способ – это нахождение в тексте предложения (-ий), в которых четко выражена точка зрения автора.

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти­повые конструкции:

• Позиция автора такова:...

• Автор считает, что...

• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

• Автор убеждает нас в том, что...

• В тексте доказывается мысль о том, что...

• Основная мысль текста заключается в том, что...

• Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

Рассмотрим предложенный текст.

Стоит закрыть глаза — и весь зримый мир исче­зает. Стоит заткнуть уши — и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос - и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей..

В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувст­во равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внут­ри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части наше­го тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого ми­зинца до правого глаза), держимся на ногах в са­мое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бес­сознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им.

Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на на­шей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождае­мости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химиче­ского равновесия при проведении реакций; аст­рофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внут­ри сотворенных ими машин...

Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя бла­гополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охваты­вает смятение чувств, мы жаждем обрести внут­реннее равновесие.

(По Я.Катину)

Фрагмент сочинения

Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них - вопрос о гармонии. Итак, что такое гар­мония и какова роль этого понятия в жизни чело­века и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Казалось бы, автор всего один раз употре­бил слово гармония. Гораздо чаще в тексте используется существительное равновесие. Од­нако если в начале отрывка речь идет о чувстве равновесия в организме, то в конце автор пишет именно о гармонии — в духовной жизни человека, в обществе, в природе, во Вселенной: «Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете... аст­рофизики восхищаются равновесием в звездных системах...».

Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удив­лением замечаем, что хотя в жизни природы че­ловек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всег­да царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами!

Я думаю, что позицию автора можно сформули­ровать так: все живое стремится к равновесию - «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой ор­ганизм, - часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.

Тренировочное задание для учащихся

Прочитайте текст, прокомментируйте поднятые в нем проблемы и определите позицию автора.

(1) На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже сейчас несуществующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2) Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3) И какие всё милые, дорогие лица! (4) Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5) Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6) Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям...

(7) Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8) И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9) В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками... (10) Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11) Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12) Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13) Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14) 3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15) Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях - одним словом, в результате получается книга-калека.

(16) Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17) У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Работу по выявлению проблем эффективнее всего начинать с анализа структуры теста.

Данный текст имеет 4 абзаца. В каждом из них рассматривает определенная проблема.

Проблема Позиция автора
1) Проблема памяти (Почему человек в своих мыслях обращается к далекому прошлому? Какие чувства он при этом испытывает?) 1) Близкие люди, которых уже нет с нами, всегда живы в нашей памяти; мы благодарны им за все, что они для нас сделали, и, чувствуя долг памяти, мы стремимся стать лучше.
2) Проблема восприятия детства (Какие чувства вызывают у человека воспоминания о его детстве?) 2) Каждый человек вспоминает детство как самую прекрасную пору в своей жизни, «в радужной перспективе детских воспоминаний» пробуждаются самые сильные и яркие чувства.
3) Роль книги в становлении личности ребенка (Какую роль играет книга в формировании детской души?) 3) Детская книга – это «живая нить», соединяющая ребенка со всем остальным миром, это «весенний солнечный луч», пробуждающий дремлющие силы детской души.
4) Проблема бережного отношения к книге (Почему книги требуют особого отношения к себе?) 4) Книга – это «предмет высшего духовного порядка, несущий на себе печать таланта и святого труда», поэтому она требует к себе особенного отношения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: