Структура и функции психики

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы. Психические процессы рассматриваются как динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь и внимание, эмоционально-волевые – чувства и воля.

2) психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, устойчивый интерес или рассеянность; 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостность, восторженность, апатия, угнетенность и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

3) психические свойства. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Они синтезируются и составляют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) направленность личности, или жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

3) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности – характеризующую динамическую сторону поведения);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

5)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: