1260 год – возрождение Византии. Т.е. искусство несет за собой традиции византинизма (иконография, каноны), но черты гуманизма в чертах быта, неканоничные сюжеты (первый шаг богоматери).
Утрачена связь народа с богом. Человек не может отвечать сам за свою судьбу (слишком слаб) необходима связь с богом, чтобы тот помог.
Григорий Палама́ – архиепископ, создатель философского обоснования практики исихазма.
Исихазм от греч. — «покой, безмолвие». В центре учения Паламы — концепция нетварных (фаворский свет) Божественных энергий, действующих в мире и человеке. Цель умной молитвы – достижение фаворского света (физическое ощущение Бога). Исихазм – молчаливая молитва про себя (раньше хором с епископом – соборные), каждый человек лично обращается к богу.
Строились очень маленькие храмы, разделённые на части. Основная задача – человек должен уменьшить свою плоть. Аскеза – приобретение духовных способностей (меньше есть, пить, двигаться). Столпники (непрерывно молящиеся).
Феофан Грек, Андрей Рублёв – исихасты.
|
|
Главный сюжет – преображение. Мы видим свет, который излучает Бог. Исихасты должны были подавить свою плоть и соединиться с богом.
Новые иконы – светоносные. Тёмное пятно и световые потоки, которые его пронизывают (раньше равномерно). Нет линий, контуров. Световыми бликами мы вычерчиваем лик.
14 век – изменение живописного стиля.
Скоропись – отрывистые, резкие мазки.
Светопись – контраст, форма как бы скрыта.
Иконы – проводник к Богу. Икона - Фаворский свет преображает материальный мир.
Варлаам – гуманист (человек – больше, чем мы представляли) бежит в Италию и воспитывает Петрарку.
________________________________________________________________________________________________________