Позднее византийское искусство (13-15 век)

1260 год – возрождение Византии. Т.е. искусство несет за собой традиции византинизма (иконография, каноны), но черты гуманизма в чертах быта, неканоничные сюжеты (первый шаг богоматери).

Утрачена связь народа с богом. Человек не может отвечать сам за свою судьбу (слишком слаб) необходима связь с богом, чтобы тот помог.

Григорий Палама́ – архиепископ, создатель философского обоснования практики исихазма.

Исихазм от греч. — «покой, безмолвие». В центре учения Паламы — концепция нетварных (фаворский свет) Божественных энергий, действующих в мире и человеке. Цель умной молитвы – достижение фаворского света (физическое ощущение Бога). Исихазм – молчаливая молитва про себя (раньше хором с епископом – соборные), каждый человек лично обращается к богу.

Строились очень маленькие храмы, разделённые на части. Основная задача – человек должен уменьшить свою плоть. Аскеза – приобретение духовных способностей (меньше есть, пить, двигаться). Столпники (непрерывно молящиеся).

Феофан Грек, Андрей Рублёв – исихасты.

Главный сюжет – преображение. Мы видим свет, который излучает Бог. Исихасты должны были подавить свою плоть и соединиться с богом.

Новые иконы – светоносные. Тёмное пятно и световые потоки, которые его пронизывают (раньше равномерно). Нет линий, контуров. Световыми бликами мы вычерчиваем лик.

14 век – изменение живописного стиля.

Скоропись – отрывистые, резкие мазки.

Светопись – контраст, форма как бы скрыта.

Иконы – проводник к Богу. Икона - Фаворский свет преображает материальный мир.

Варлаам – гуманист (человек – больше, чем мы представляли) бежит в Италию и воспитывает Петрарку.

________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: