Административное устройство

Централизованного государства в течение всего периода в Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями — чжухоу. В данный период окончательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерархическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркивало их зависимость от царя.
Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родо-племенного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община. Судя по имеющимся данным, устройство сельских общин было неодинаково в различных княжествах. Наиболее типичным было следующее: пять семейств составляли соседскую общину — линь, пять таких общин объединялись в деревню — ли, четыре ли образовывали “клан” цзу, пять цзу образовывали группу — дан, пять дан составляли округ — чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял управитель — цин. Самой низшей была административная должность старосты сельской общины.
В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.

25

2.3. Основные очерки права в период Чжоу

Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба. В V—III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. Они также были заимствованы Чжоу у Инь. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о до; говоре личного найма.
Брачно-семейные отношения в период Чжоу характерны патриархальными семьями и многоженством с абсолютной властью отца. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак детей заключали родители.
Перечень преступлений уголовного права в период Чжоу огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.
26

Длительное время существовала кровная месть. Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Уложении Мувана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: “мосин” (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; “исин” (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; “фэйсин” (отрезание ног) — за 500 провинностей; “чужин” (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; “данисин” (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.
Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.
В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами использовались элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

2.4. Общественное устройство и упадок

После разгрома иньского государства, иньцы - простолюдины были превращены в рабов, а иньская аристократия была всячески дискриминирована, но принята на службу вану. В управлении государством выделились две группы – родовая аристократия и чиновничья верхушка. Большинство историков сходятся во мнении, что период Западного Чжоу был рабовладельческим периодом, но некоторые ученые считают его эпохой раннего феодализма. Я буду исходить из первой точки зрения. Основами, которые определяли специфику рабовладения в Западном Чжоу, были прежняя государственная система и характер рабовладения у иньцев. Чжоу представляли два общественных класса – рабовладельческую аристократию и крестьян-общинников. Рабами являлись иноплеменцы и, в первую очередь, иньцы. Бывшая иньская аристократия чувствовала себя униженной. Первое время были запрещены даже браки чжоу и иньцев. Иньские аристократы ставились ниже чжоуских крестьян-общинников, все это усиливало сепаратисткие настроения иньцев в областях, где они являлись большинством населения. Как и в предыдущие периоды, основой отношений в этом государстве было рабовладение. Рабов было больше чем во времена Инь. В государстве также существовала патриархия как пережиток родового строя. Чжоуские ваны, привлекая на свою сторону иньскую аристократию, переходили к системе раздачи наделов земли. Это приводило к созданию больших уделов, владельцы которых стремились проводить самостоятельную политику и выйти из подчинения центральной власти. С системой наделов связана система «Цзинтянь». Имеются в виду общинные поля с общим колодцем. Китайский философ Мэн-цзы, описывая эту систему, утверждал, что одно огромное поле делилось между восемью семействами, а небольшое

28

поле в центре имело общий колодец, и было общинным владением. На самом же деле центральное поле выдавалось государственным чиновникам за службу. Чиновники делили его между крестьянами-общинниками и получали доход с их работы на нем. По размерам получаемого надела определялось богатство чиновника. С полученного угодья, чиновники обязаны были платить императорскому двору налоги. На полях в среднем работали от 2 до 20 000 крестьян и рабов. Положение крестьянских масс при рабовладельческой династии Чжоу еще больше ухудшилось, что было вызвано системой раздачи наделов, а также установлением обычая «сытянь» — «частных полей». Земля была в собственности вана, он отдавал ее во владение аристократии и общинам. Вместе с тем помимо этой общей земли, которая не могла быть куплена или продана, разрешалось с помощью рабов обработать пустующую землю и превратить ее в собственное поле — «сытянь». Обладая значительным количеством рабов, гуны, хоу и чэни, получившие наделы и превратившиеся в крупную землевладельческую аристократию, широко использовали возможности, предоставленные системой «сытянь». Таким образом, создавалась частная собственность на землю в противовес государственной собственности.
Господствующий класс жестоко эксплуатировал крестьян-общинников. Разорение крестьян вызывало нищету и голод в стране. В период Западного Чжоу еще не было распространения железа, и, работая деревянными орудиями, можно было добиться успеха только взаимной помощью, или же используя труд рабов. Разорение общины и крестьянства приводили страну к экономическому и политическому краху. После царствования Мувана, который провел ряд бездарных военных операций, престиж и уважение к вану упали. Это все привело к массовому выступлению крестьян и рабов. В 842 г. произошла революция, ван бежал из страны.
Династия едва не прекратила свое существование, но владельцы уделов
29

подавили восстание. Власть чжоуского вана утратила прежнее значение, и когда Пинван в 770г. перенес столицу на восток в Хэнань, государство Чжоу было уже страной с независимыми от центральной власти уделами. Так начался период Восточного Чжоу.


30

Глава №3 «Период Восточного Чжоу»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: