Начиная с 1990 г. перед стремящимися к властным высотам открылся весь набор средств, имевшихся в развитых странах Запада. В политическую элиту стало можно войти как через «номенклатурную дверь», т.е. аппарат исполнительной власти, так и через парламент, в т.ч. опираясь на поддержку партий. [2]
В государствах с развитыми гражданскими структурами номенклатурным способом складывается только бюрократическая элита (да и то речь идет об аппарате, а не о первых и вторых лицах государства - президенте, главе правительства, министрах). Парламент же и политические партии являются инструментом введения в элиту представителей иных, нечиновничьих, классов. В постсоветской России наблюдалась иная картина. Здесь в любом из избранных на альтернативной основе парламентов большинство депутатского корпуса составляли выходцы из тех или иных слоев чиновничества, не говоря уже о том, что за пост главы государства боролись кандидаты от двух отрядов бюрократии - старого, партийно-советского, и нового, обуржуазившегося, образца. Многопартийность была «интеллигентским» феноменом только до августа 1991 г., когда в новые политические партии вступали или те, кто демонстративно порывал с КПСС, или те, кто никогда к ней отношения не имел. Основная масса чиновников к этим категориям не принадлежала и предпочитала сохранять членство в компартии, а если и покидала ее, то вовсе не для того, чтобы из-под контроля суперпартии перейти в подчинение микропартии. После ухода КПСС с политической сцены на ее обломках возникло множество новых партий и движений, по численности членов на порядок превосходивших интеллигентские организации, которые к тому же под давлением неблагоприятных обстоятельств стали стремительно распадаться и ужиматься в размерах, а то и вовсе исчезать. [2]
|
|
Доминирование представителей бюрократии в политической элите посттоталитарной России было обусловлено как развитостью этого класса и наличием у него солидного «стартового капитала», так и незрелостью гражданского общества. Значительная часть отечественного чиновничества оказалась достаточно гибкой и адаптивной, чтобы приспособить к своим нуждам демократические институты свободных выборов и политических партий. Немаловажную роль здесь сыграло то обстоятельство, что гражданские отношения охватывали только частную сферу жизни подавляющего большинства населения. [2]
Последнее десятилетие ХХ века в России явилось периодом становления новой постсоветской элиты. Приход в 1991 году к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической России. Однако она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном те кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Это означало, что основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть - в государственные институты: администрацию президента, правительство. [2]
|
|
Главная особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты, во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических стран. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры: стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др. [2]
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп: [2]
· бывшая партноменклатура (КПСС)
· бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия)
· бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена
· бывшие комсомольские работники
· работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов)
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты – интеллигенции. Помимо номенклатурной элиты начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, занимающиеся бизнесом. Власть и собственность, не могут друг без друга. Как показывают современные исследования, большинство людей, имеющих непосредственное отношение к власти, либо занимается бизнесом, либо взимают с него обильную дань, которая становится основным источником их дохода. Таким образом, в состав отечественной правящей элиты входят два подкласса: [2]
· политики, занимающие места в высших и средних эшелонах власти на двух ее уровнях: федеральном и региональном
· субъекты экономики: собственники, совладельцы, руководители, члены правлений и другие ответственные работники новых крупных экономических организаций
Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность. Учитывая тот факт, что в старой иерархии представители современной элиты занимали далеко не первые роли, а, как правило, находились во втором и третьем ранге номенклатуры, их выдвижение в 90-х гг. многие склонны рассматривать как «революцию заместителей». [2]
Но, несмотря на факт столь тесной взаимосвязи с советским правящим классом, наиболее общие качественные характеристики элиты претерпели в 90-е гг. достаточно существенные изменения: [2]
· произошло ее омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 90-х гг. - 45 лет;
· значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества. В течение десятилетия доля этих слоев в элитарных кругах сократилась в 2,5 раза;
· увеличилось количество лиц с высшим образованием.
Отличительной чертой явилось изменение характера образования: если в советские времена рекрутирование происходило из круга лиц с высшим техническим образованием, то теперь в почете юридическое, экономическое образование. [2]
Самое главное изменилась и система рекрутирования. В постсоветский период стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп. [2]
Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы: [2]
· бывших диссидентов - противников коммунистического режима
|
|
· представителей бизнеса, сделавших карьеру и состояние в период перестройки;
· бывших кадровых офицеров. В их активном проникновении во властные структуры (общегосударственные и региональные) в определенной степени отражается необходимость повышения дисциплины и исполнительности власти;
· научной и художественной интеллигенции;
Фактически процесс перераспределения политической и экономической власти в России завершился. Появились мощные финансовые и промышленные группы, концентрирующие в своих руках значительные капиталы, с помощью которых они могут существенно влиять на процессы принятия политического решения. [2]