Глава Помещик

· В пятой главе первой части “Помещик” странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, чго дворянская “честь” немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса “Кому на Руси жить хорошо?”. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актеры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие.

· И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Глава Последыш.

ü В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. В ней крестьяне выступают уже, в качестве актеров, скоморохов, разыгрывающих «камедь». Действующие лица — князь Утятин, его семья (наследники) и мужики. Тема — крепостное право. Освобожденные крестьяне прикидываются крепостными рабами; им обещана хорошая плата за это представление — заливные луга старого князя после его смерти.

ü Одни выполняют свою роль лучше, другие — хуже. Легче всех самому Утятину: он не подозревает, что находится в театре, принимает все за чистую монету, будучи убежден, что крепостное право не отменено. Задача всех остальных — удержать князя в этом мнении, чтобы он спокойно дожил свой век и оставил наследство сыновьям, а они часть этого наследства должны будут передать крестьянам в награду за их лицедейство. Если же Утятин узнает правду, то рассердится на сыновей за то, что они не воспрепятствовали отмене крепостного права, и вообще лишит их наследства. Поэтому есть смысл постараться.

ü Итак, разыгрывается импровизированная комедия — с пением и плясками, с декорациями, имитирующими крепостную идиллию на лоне природы, под открытым небом. Мужики выступают как люди искусства, наиболее талантливые из них добиваются главных ролей. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: