Методические рекомендации по выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Риторика»

Для студентов заочной формы обучения

Методические рекомендации по выполнению

Письменная контрольная работа по дисциплине «Риторика» представляет собой риторический анализ речи, который выполняется по следующим критериям:

1. структурно-композиционная организация речи,

2. коммуникативная целесообразность компонентов речи,

3. методы изложения материала,

4. способы доказательства и аргументации,

5. приемы диалогизации,

6. способы привлечения и удержания внимания,

7. приемы речевой выразительности.

Разъяснение содержания и формальных признаков указанных критериев вы найдете в соответствующих главах учебного пособия. Поэтому перед выполнением КР следует внимательно изучить теоретический материал, усвоить основные положения и термины и продемонстрировать их понимание при анализе речи.

Работа выполняется в форме таблицы, состоящей из четырех колонок. В первой колонке должен быть отражен первый критерий анализа и выделены такие структурные компоненты речи, как вступление (обозначается цифрой I), основная часть (цифра II) и заключение (цифра III). Во второй колонке формулируется коммуникативная цель речевого фрагмента (критерий №2). Содержанием третьей колонки становятся приемы, способы и методы, указанные в критериях № 3, 4, 5, 6 и 7. В четвертой колонке располагается текст, который следует разбить для удобства анализа на короткие фрагменты (предложения или группы предложений).

Речь для анализа можно выбрать в хрестоматиях и учебных пособиях по риторике:

§ Антология русской риторики / Отв. ред. и составитель М.И. Панов. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. – 479 с.

§ Русская риторика: хрестоматия / авт.-сост. Л. К. Граудина.— М.: Просвещение: Учеб. лит-ра, 1996.— 559 с.

§ Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 576 с.

Кроме того, текст выступлений можно найти также на сайтах:

http://www.kremlin.ru

http://kreml.org

http://prezident.yandex.ru

http://volnodumec.net

http://pravoslavie.ru

http://www.sakharov-center.ru

http://www.hakamada.ru

http://www.solgenizin.net.ru

http://www.library.ru

http://magister.msk.ru

При выборе текста руководствуйтесь следующими критериями: 1) устный характер речи, 2) объем не больше 2 страниц. Возможны небольшие купюры (выпуски текста), если некоторые фрагменты выступления кажутся вам избыточными, непринципиальными для анализа. Места подобных купюр следует обозначать знаком пропуска текста: […]. Речь, с которой вы работаете, не должна повторяться в пределах одной учебной группы.

Объем работы не должен превышать 4-х страниц (формат А-4, шрифт 12).

Письменное задание выполняется индивидуально и самостоятельно. Главными критериями оценки КР являются полнота, точность и самостоятельность проведенного анализа. Работы, лишенные самостоятельности, повторяющие чужие образцы или выполненные группой студентов, оцениваться не будут.

В качестве примера приведем анализ фрагмента выступления Д.С. Лихачева (текст помещен на 128 – 129 страницах пособия).

  Коммуникативная цель Способы, методы, приемы Текст речи
  Привлечение внимания слушателей Объявление темы Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части.
Актуализация проблемы Апелляция к интересам слушателей, к результатам их деятельности Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура».
Демонстрация парадоксального положения дел На самом съезде слово «культура» было произнесено только на третий день.
  Убеждение Формулировка главного тезиса выступления Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука,
Доказательство Приведение примера ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее
Убеждение Развитие и уточнение тезиса Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру.
Доказательство Приведение аргумента Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны
Приведение примера Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего съезда. Я думаю, это не надо пояснять
Привлечение внимания к состоянию дел Развитие и уточнение тезиса К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип.
Доказательст- во Приведение примера Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место
Повторение тезиса О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует
Приведение системы аргументов во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов […]. В третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь – среднего и начального, когда закладывается культура человека.
Доказательство. Воздействие на слушателей. Раскрытие первого аргумента. Использование приемов речевой выразительности: антитезы (1), анафоры (2),бессоюзия и синтаксического параллелизма (3,4) Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но еслибиблиотеки есть(1), если (2) они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми(3,4), а профессионалами – культура не погибнет в такой стране.
Использование сравнения Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки.
Приведение конкретного факта. Даже в главной библиотеке страны имени В.И Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары.
Использование аналогии. Сравните с библиотекой Конгресса в Соединенных Штатах
Риторический вопрос Что же говорить о сельских библиотеках?
Приведение примера Районные библиотеки часто закрываются, потому что нужны помещения для других целей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: