- общая характеристика. Функции.
- Разновидности.
- Требования.
- Убеждающий потенциал.
Информация с лат. сообщаю. Цель информационной речи – сообщить как можно более новое. Ключевая функция – референтивная с установкой на контекст. Остальные функции служебные. Эмотивная – подчинена задаче референции. Но часто ей маскируют недостаток содержания. Комотивная – у слушателя должно быть чувство удовлетворения.
Существует три вида информационных речей: описание, повествование и объяснение.
Описание – перечисление признаком объекта в статике. Синхронный подход.
Повествование – описание объекта в динамике. Ключевые слова «сначала» и «потом». Диахронный подход. Повествование – модус существования истории.
Объяснение – настоящие – коузальные. Указание причины (полной).
С1, С2, С3, … Сn… L1, L2, L3, … Ln … E.
C – couse, Law – закон, Effect – результат.
В ряду условий мы часто произвольно выбираем одно, остальные воспринимаем как сопутствующие условия.
Человек умер от пневмонии. Но был еще слабый иммунитет.
|
|
Симметрия условий и предсказаний. Мы можем предсказать появление результата в будущем. Только правильное предсказание является гарантией правильного объяснения. Это некий научный идеал. К нему мы должны стремиться. Но на практике этого нет, вероятность прогнозов 50 на 50. Надо стремиться делать максимально полные описания, чтобы давать точные предсказания.
Никакие описания, повествования не существуют в теорийном вакууме. Теория – система подтвержденных объясняющих полодений. Мы смотрим на мир сквозь систему таких полоений (или предположений).
«Новый археолог» Бинфорд – археологи разных школ трактуют одну и ту же находку настолько по-разному, что читающим кажется, что это разные вещи.
Если мы даем адекватные описания, это позволяет давать адекватные объяснения и, как следствие, делать адекватные предсказания.
Требования к информационной речи
- не должно быть ничего спорного. Но новое по определению всегда спорно, другое дело – оно должно быть проверено.
- дложна быть актуальной.
- Речь должна вызывать любопытство. Но оно должно быть удовлетворено.
Потенциал – это имплицитная разновидность убеждающей речи. Дает пищу для размышления, и люди сами приходят к нужному результату (подбором фактов – например, про Ливию).