Информационная речь. Информация с лат. сообщаю

  1. общая характеристика. Функции.
  2. Разновидности.
  3. Требования.
  4. Убеждающий потенциал.

Информация с лат. сообщаю. Цель информационной речи – сообщить как можно более новое. Ключевая функция – референтивная с установкой на контекст. Остальные функции служебные. Эмотивная – подчинена задаче референции. Но часто ей маскируют недостаток содержания. Комотивная – у слушателя должно быть чувство удовлетворения.

Существует три вида информационных речей: описание, повествование и объяснение.

Описание – перечисление признаком объекта в статике. Синхронный подход.

Повествование – описание объекта в динамике. Ключевые слова «сначала» и «потом». Диахронный подход. Повествование – модус существования истории.

Объяснение – настоящие – коузальные. Указание причины (полной).

С1, С2, С3, … Сn… L1, L2, L3, … Ln … E.

C – couse, Law – закон, Effect – результат.

В ряду условий мы часто произвольно выбираем одно, остальные воспринимаем как сопутствующие условия.

Человек умер от пневмонии. Но был еще слабый иммунитет.

Симметрия условий и предсказаний. Мы можем предсказать появление результата в будущем. Только правильное предсказание является гарантией правильного объяснения. Это некий научный идеал. К нему мы должны стремиться. Но на практике этого нет, вероятность прогнозов 50 на 50. Надо стремиться делать максимально полные описания, чтобы давать точные предсказания.

Никакие описания, повествования не существуют в теорийном вакууме. Теория – система подтвержденных объясняющих полодений. Мы смотрим на мир сквозь систему таких полоений (или предположений).

«Новый археолог» Бинфорд – археологи разных школ трактуют одну и ту же находку настолько по-разному, что читающим кажется, что это разные вещи.

Если мы даем адекватные описания, это позволяет давать адекватные объяснения и, как следствие, делать адекватные предсказания.

Требования к информационной речи

  1. не должно быть ничего спорного. Но новое по определению всегда спорно, другое дело – оно должно быть проверено.
  2. дложна быть актуальной.
  3. Речь должна вызывать любопытство. Но оно должно быть удовлетворено.

Потенциал – это имплицитная разновидность убеждающей речи. Дает пищу для размышления, и люди сами приходят к нужному результату (подбором фактов – например, про Ливию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: