1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: П = (Р: И) - 100.
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой (таблица7).
Таблица Психодиагностическая шкала | |||||||
Уровни самооценки | |||||||
Неадек- | Низкий | Ниже | Сред- | Выше | Высо- | Неадек- | |
ватно | сред- | ний | средне- | кий | ватно | ||
низкий | него | го | высокий | ||||
Мужчины | 0-Ю | 11-34 | 35-45 | 46-54 | 55-63 | 64-66 | |
Женщины | 0-15 | 16-37 | 38-16 | 47-56 | 57-65 | 66-68 |
При адекватной (оптимальной) самооценке вы правильно соотносите свои возможности и способности, достаточно критически относитесь к себе, стремитесь реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараетесь ставить перед собой достижимые цели, которые можно реализовать.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и ценности для окружающих. В таких случаях человек игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки себя, своих поступков и дел. Неуспех объясняется следствием чьих-то происков или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, не зависящих от действий самого человека. Он не хочет признавать, что это — результат собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главная причина которого — стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки себя.
|
|
Самооценка может быть и неадекватно заниженной, то есть личность оценивает себя ниже реальных своих возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Люди с подобной самооценкой не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.