Способности - индивидуальные психологические особенности свойств и качеств личности, являющиеся условием выполнения успешности той или иной продуктивной деятельности.
Одаренность это -
1) качественное своеобразие сочетания способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности;
2) умственный потенциал (интеллект) как целостная индивидуальная характеристика проявления познавательных возможностей и способностей к учению;
3) совокупность задатков природных данных к проявлению своеобразий в различных видах деятельности, предпосылок к реализации индивидуальных способностей личности.
Любой человек в целях обеспечения условий своей жизнедеятельности всегда проявляет профессиональные способности, без реализации которых человечество просто бы не существовало. Но всегда в любом обществе доминируют потребности в прогрессе, обеспечивающие все более и более благоприятные условия жизнедеятельности. Реальное осуществление этих потребностей связанно с проявлением индивидуальных способностей человека в условиях социальной среды.
|
|
Можно выделить следующие способности человека, связанные с условиями его жизнедеятельности и проявляемые в различных видах деятельности:
· интеллектуальные;
· лингвистические;
· логико-математические;
· художественные;
· креативные (творческие);
· музыкальные;
· психофизиологические;
· физические;
· самопознание и самоанализ;
· выполнение тонких и координированных действий и движений;
· познание других людей;
· остроумие;
· организаторские;
· деловые;
· гипнотические;
· эмоциональные;
· познавательные;
· двигательно-волевые;
· инженерно-технические;
· религиозные;
· этико-эстетические и др.
Эти способности на всех стадиях развития человеческого общества обусловливаются генетическими, природными задатками человека и проявляются в целях удовлетворения жизненно важных потребностей, иногда в зависимости, а иногда и вне зависимости от условий социальной среды.
Под знаниями как результатом познания понимаются сознательно воспринятые, приведенные в систему, проверенные практикой и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения учащихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, способах деятельности, сформированные в результате целенаправленного педагогического процесса, жизненного и производственного опыта, самообразования.
Для каждого вида деятельности нужны свои знания - от чисто житейских до глубоко научных. Более того, учебная деятельность не столько потребляет, сколько «производит» знания. Таким образом, знание - необходимое условие для способности осуществлять деятельность или составную ее часть - действие.
|
|
Вместе с тем знать еще не означает обладать способностью, умением выполнять определенную деятельность. Можно знать, как производится наладка станка, но не уметь это делать, знать правила вождения и быть беспомощным за рулем автомобиля. Умения приобретаются на практике, путем применения знаний и способов деятельности.
Под трудовыми умениями понимается готовность, подготовленность, способность учащихся сознательно и правильно выполнять трудовые действия, подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде.
Знания не только являются условием осуществления деятельности, но и проявляются в ней. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии. Вместе с тем в процессе деятельности, в том числе трудовой, профессиональной, знания совершенствуются, углубляются, конкретизируются, расширяются.
Умения, как и соответствующие им способы деятельности, бывают практическими и интеллектуальными. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке - практические умения. Выполнение расчетов, конструирование, разработка технологии обработки, решение задачи - интеллектуальные умения.
Умение может быть освоено с разной степенью, совершенства и проявляться на разном уровне. Но всегда умелая деятельность осуществляется под контролем сознания. Вместе с тем человек никогда не осознает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности.
Имеются определенные отличия способностей человека от знаний, умений и навыков. Эти отличия проявляются в следующем. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки.
Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности.
Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности.
Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться.
Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся.
Способности - качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деятельности.
Таким образом, надо постоянно учитывать теснейшую неразрывную взаимозависимость между способностями человека и его знаниями и умениями, выражающуюся в том, что способности формируются и развиваются путем усвоения знаний и умений, а от развития самих способностей в свою очередь зависят легкость и быстрота овладения знаниями и умениями.
Список использованной литературы:
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.
|
|
2. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М., 1960.
3. Остапенко А.А. И ещё раз о знаниях, умениях и навыках, или поможет ли этимология разрешить извечную дидактическую путаницу? // Школьные технологии, 2010. - №1. - С. 183-184.
4. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983.
5. Психология. Словарь под ред. Петровского и Ярошевского. М., 1990.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Изд-во Наркомпрос РСФСР, 1940.
7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М., 1961. - С. 11.
8. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М., 1963.
9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание // Педагогика и психология. - 1990. - №12.
10. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей / В.Д. Шадриков // Психол.журн. 1985. Т. 6, №3. - С. 40.
11. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Там же. 1983. Т. 4, №5. - С. 4.