Какая зависимость существует между способностями, умениями и знаниями?

Способности - индивидуальные психологические особенности свойств и качеств личности, являющиеся условием выполнения успешности той или иной продуктивной деятельности.

Одаренность это -

1) качественное своеобразие сочетания способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности;

2) умственный потенциал (интеллект) как целостная индивидуальная характеристика проявления познавательных возможностей и способностей к учению;

3) совокупность задатков природных данных к проявлению своеобразий в различных видах деятельности, предпосылок к реализации индивидуальных способностей личности.

Любой человек в целях обеспечения условий своей жизнедеятельности всегда проявляет профессиональные способности, без реализации которых человечество просто бы не существовало. Но всегда в любом обществе доминируют потребности в прогрессе, обеспечивающие все более и более благоприятные условия жизнедеятельности. Реальное осуществление этих потребностей связанно с проявлением индивидуальных способностей человека в условиях социальной среды.

Можно выделить следующие способности человека, связанные с условиями его жизнедеятельности и проявляемые в различных видах деятельности:

· интеллектуальные;

· лингвистические;

· логико-математические;

· художественные;

· креативные (творческие);

· музыкальные;

· психофизиологические;

· физические;

· самопознание и самоанализ;

· выполнение тонких и координированных действий и движений;

· познание других людей;

· остроумие;

· организаторские;

· деловые;

· гипнотические;

· эмоциональные;

· познавательные;

· двигательно-волевые;

· инженерно-технические;

· религиозные;

· этико-эстетические и др.

Эти способности на всех стадиях развития человеческого общества обусловливаются генетическими, природными задатками человека и проявляются в целях удовлетворения жизненно важных потребностей, иногда в зависимости, а иногда и вне зависимости от условий социальной среды.

Под знаниями как результатом познания понимаются сознательно воспринятые, приведенные в систему, проверенные практикой и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения учащихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, способах деятельности, сформированные в результате целенаправленного педагогического процесса, жизненного и производственного опыта, самообразования.

Для каждого вида деятельности нужны свои знания - от чисто житейских до глубоко научных. Более того, учебная деятельность не столько потребляет, сколько «производит» знания. Таким образом, знание - необходимое условие для способности осуществлять деятельность или составную ее часть - действие.

Вместе с тем знать еще не означает обладать способностью, умением выполнять определенную деятельность. Можно знать, как производится наладка станка, но не уметь это делать, знать правила вождения и быть беспомощным за рулем автомобиля. Умения приобретаются на практике, путем применения знаний и способов деятельности.

Под трудовыми умениями понимается готовность, подготовленность, способность учащихся сознательно и правильно выполнять трудовые действия, подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде.

Знания не только являются условием осуществления деятельности, но и проявляются в ней. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии. Вместе с тем в процессе деятельности, в том числе трудовой, профессиональной, знания совершенствуются, углубляются, конкретизируются, расширяются.

Умения, как и соответствующие им способы деятельности, бывают практическими и интеллектуальными. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке - практические умения. Выполнение расчетов, конструирование, разработка технологии обработки, решение задачи - интеллектуальные умения.

Умение может быть освоено с разной степенью, совершенства и проявляться на разном уровне. Но всегда умелая деятельность осуществляется под контролем сознания. Вместе с тем человек никогда не осознает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности.

Имеются определенные отличия способностей человека от знаний, умений и навыков. Эти отличия проявляются в следующем. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки.

Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определенными знаниями, умениями или навыками. У человека могут быть способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности.

Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в той или иной области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности.

Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его длительное время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться.

Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся.

Способности - качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деятельности.

Таким образом, надо постоянно учитывать теснейшую неразрывную взаимозависимость между способностями человека и его знаниями и умениями, выражающуюся в том, что способности формируются и развиваются путем усвоения знаний и умений, а от развития самих способностей в свою очередь зависят легкость и быстрота овладения знаниями и умениями.

Список использованной литературы:

1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.

2. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М., 1960.

3. Остапенко А.А. И ещё раз о знаниях, умениях и навыках, или поможет ли этимология разрешить извечную дидактическую путаницу? // Школьные технологии, 2010. - №1. - С. 183-184.

4. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983.

5. Психология. Словарь под ред. Петровского и Ярошевского. М., 1990.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Изд-во Наркомпрос РСФСР, 1940.

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М., 1961. - С. 11.

8. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М., 1963.

9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание // Педагогика и психология. - 1990. - №12.

10. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей / В.Д. Шадриков // Психол.журн. 1985. Т. 6, №3. - С. 40.

11. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Там же. 1983. Т. 4, №5. - С. 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: