План
1. Проблемы и решения. Рациональность решения.
2. Рациональная организация процесса принятия решения.
3. Подходы к участию в принятии решений. Управление рисками при выборе решений
5. Методы и методики, используемые в процессе принятия решений
Вопросы для самоконтроля
1. Особенности управленческих решений.
2. Классификация управленческих решений.
3. Исходные принципы принятия решений.
4. Управленческие решения как продукт управленческого труда.
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Важная задача практического менеджмента всех уровней — наиболее оптимальным образом решать возникающие проблемы, достигать поставленных целей. Решение данной задачи в значительной мере определяется качеством и эффективностью управленческих решений, закладывается в процессе подготовки и принятия решени й
Наиболее характерными недостатками, допускаемыми в процессе подготовки и принятия управленческих решений, являются следующие:
|
|
♦ принятие решений на безальтернативной основе;
♦ отсутствие прогнозирования или ошибочное прогнозирование тенденций развития внешней среды;
♦ к процессу подготовки решений, к решению проблем не привлекаются работники разных уровней управления, рядовые сотрудники и рабочие;
♦ не производятся расчеты затрат на реализацию решений;
♦ отсутствуют сроки выполнения и ответственные за выполнение решений;
♦ принимаемые решения недостаточно конкретны;
♦ ошибочное прогнозирование или отсутствие прогнозирования тенденций развития внутриорганизационной среды;
♦ не определены возможные негативные последствия (результаты) каждого варианта решения;
♦ не определены возможности положительного исхода для каждого варианта решения;
♦ не выработаны критерии для оценки каждого варианта решения;
♦ отсутствуют или ошибочно выбранны цели;
♦ ошибочно выбраны критерии, на основе которых принимается решение;
♦ недостаточно привлекается достоверной информации при подготовке и принятии решений;
♦ не рассчитывается эффективность реализации принимаемых решений;
♦ игнорируются или слабо учитываются факторы внешней среды;
♦ игнорируются или слабо учитываются факторы внутриорганизационной среды;
♦ не отработана процедура подготовки и принятия управленческих решений;
♦ не отработана и не закладывается в решения процедура реализации принятых решений.
Для обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений необходимо, в частности, разрабатывать 2—3 или более вариантов проектов решений.
|
|
Далее следует осуществлять оценку и сравнение этих вариантов решений. Для этого выделять критерии оценки альтернативных решений.
Важнейшими критериями, на основе которых следует производить оценку рассматриваемых альтернативных вариантов решений, могут быть следующие:
♦ необходимые финансовые ресурсы;
♦ ожидаемый эффект от реализации проекта;
♦ риск и неопределенность;
♦ степень конкретизации решения;
♦ время (осуществления проекта или вложения инвестиций);
♦ качество объекта;
♦ масштаб (объем) производства объекта;
♦ освоенность объекта в производстве;
♦ условия применения (эксплуатации) объекта;
♦ надежность объекта;
♦ технические характеристики объекта;
♦ фирма-производитель (насколько известна и уважаема);
♦ другие.
Для осуществления сравнения альтернативных вариантов управленческих решений они должны приводиться в сопоставимый вид по приведенным выше критериям.
Следует иметь в виду, что в каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения могут отличаться по тем или иным критериям. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретной ситуации с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству
критериев. Чем больше учтенных критериев, тем выше точность прогноза эффективности решения.
Для того, чтобы в будущем реже принимать “плохие” решения, предлагается провести небольшой анализ:
♦ приведите пример “плохого” решения из опыта вашей работы или когда-либо наблюдаемого вами решения;
5) укажите характеристики “плохих” управленческих решений
Важной составляющей процесса выработки управленческих решений является управление рисками. Невозможно выбрать лучшую альтернативу готовящегося управленческого решения, не учитывая возможные риски, связанные с его реализацией. Управление рисками предполагает:
1. Классификацию рисков (финансовые, производственные, инфляционные, кадровые и др.);
2. Сбор и анализ информации с учетом выявленных рисков;
3. Выбор того или иного метода управления рисками (на основе результатов анализа собранной информации):
♦ избегание риска;
♦ передача риска (к примеру, страховой компании);
♦ уменьшение тяжести возможных негативных последствий риска;
♦ снижение вероятности риска.
Оценка альтернативных вариантов решения и выбор наилучшего из них предполагают учет всех возможных рисков и изучение доступной информации по каждому из них. Выбранное решение не всегда характеризуется минимальным риском, так как альтернативные решения сравниваются и по другим критериям..
Руководителям часто приходится принимать решения в условиях дефицита времени. Это вынуждает их действовать на основе интуиции.
Интуитивное решение выглядит как озарение, однако это озарение возможно лишь в случае, если человек владеет всей полнотой информации по данному вопросу. Люди, склонные к принятию решений на основе интуиции, очень восприимчивы к новой информации, которая дает основную пищу для их интуиции
Задания
Домашнее задание 1. Ответьте на вопросы тестов 5 и 6 и сделайте выводы о Вашей решительности при принятии решений и каким образом Вы принимаете решения.
Домашнее задание 2 Предположим, вам нужно купить автомобиль Укажите основные критерии, на основании которых вы будете принимать решение и покупке автомобиля:
1) ___________________________________________________________
2) _______________________________________________________
3)
4)
5)
Укажите, на основании каких критериев вы будете оценивать альтернативные решения, направленные на повышение качества вырабатываемых швейных изделий ЗАО «Миловица»:
|
|
1) _______________________________________________________
2) _______________________________________________________
3 _______________________________________________________
4
5 ________ _____
Домашнее задание 3 Ознакомьтесь с приведенными ниже ситуациями. Напишите, какие риски могут вам угрожать в каждой из приведенных ситуаций и какая информация потребуется для того, чтобы выбрать правильный метод управления выявленными рисками, укажите методы управления рисками.
При поступлении на договорной основе на второй факультет университета
Риски | Информация, необходимая для управления рисками | Методы управления рисками |
При покупке автомобиля
|
При переходе на более высокооплачиваемую работу
|