(основой являются знания психогигиены и восстановления после тренировочных нагрузок, психорегуляция, музыка, ароматотерапия, позитивное восприятие себя).
Готовность выполнять какую-либо работу проявляется в отношении к этой работе, к отдельным ее составляющим. Наблюдения психологов-практиков показывают, что все отношения в спорте можно объединить в три группы: отношение к спортивной деятельности, отношение к тренировке, отношение к соревнованиям.
Успех спортсмена зависит от степени сформированности этих отношений, которая проявляется в безусловном принятии спортсменом программы подготовки.
Формирование отношений – процесс длительный и непрерывный. В нем есть своеобразные пики – этапы заключительной подготовки к крупным соревнованиям. Если в подготовительном и предсоревновательном периодах идет постепенное формирование отношений и воспитание отдельных качеств, то на заключительном этапе происходить интенсивная реализация всей совокупности отношений, акцентируются положительные свойства личности, совершенствуются навыки саморегуляции.
|
|
Главным методом работы тренера со спортсменом в этом периоде является убеждение,проводящееся в форме бесед, направленных на формирование у своего ученика психологии спортсмена высокого класса. Главной целью - устранение внутренних мотивационных противоречий.
Эта психология складывается, прежде всего, из веры спортсмена в себя и в свои возможности, закрепленной в целевых установках.
Как бы ни было трудно и как бы ни были горьки временные неудачи, необходимо верить, что предел не достигнут, возможности далеко не исчерпаны и можно выдержать значительно более высокие тренировочные нагрузки.
Спортсмен должен быть убежден (и надо всячески подкреплять эту убежденность), что его организм способен к быстрому и качественному восстановлению.
Спортсмен испытывает большое, часто запредельное утомление.
Но только утомление дает тренирующий эффект, только преодоление усталости позволяет совершенствовать выносливость и ожидать качественного скачка в результатах.
Необходимо убедить спортсмена в том, что перед тренировкой необходимо быть в отличном настроении, чувствовать себя бодрым и жизнерадостным, верить в успех.
Необходимо избегать мыслей о «чудесном» выигрыше. Они размагничивают спортсмена, ослабляют его волю к победе, к преодолению препятствий.
Каждый легко может верить в чудо, но далеко не каждый – в себя.
Несмотря на всю серьезность и тщательность тренировочной работы, необходимо все же помнить, что спорт – это игра. Но игра очень серьезная. Поэтому в ней выигрывает тот, кто играет смело, решительно, азартно свободно. Необходимо приучить спортсмена к мысли, что
|
|
выигрывает тот, кто получает наслаждение от этой серьезной игры, от самого процесса подготовки и участия в ней.
Спортсмен должен помнить, что его обиды на кого-то всегда работают против него:
обиженный человек не может до конца отдаться работе – он слишком жалеет себя.
Поэтому, какими бы сложными не были отношения с тренером, надо всегда помнить – этот человек желает тебе добра! В противном случае, зачем он переносит те же лишения?
Высококлассному спортсмену нелегко перенести отрицательную оценку.
Но он должен найти мужество и сказать себе, что значит еще недостаточно хорош, где-то недоработал, дал себе послабление.
Это подхлестнет к новой, напряженной работе.
Любой старт вызывает напряжение. Но спортсмен должен уверенно подходить к соревнованиям. Эту уверенность должен вселить анализ проделанной работы, этапных целей, которых удалось достигнуть. Соревнование для спортсмена – своеобразный праздник готовности. И ее нужно не только вызвать, но и закрепить переживание чувства готовности в сознании спортсмена.
В соревнованиях спортсмен должен спокойно и уверенно реализовать то, что заложено упорным трудом на тренировках.
Спортсмен высокого класса должен всегда помнить, что он закаленный боец и может выступить на должном уровне в любом состоянии. Это его привилегия.
Он должен быть уверен в том, что спокойно, уверенно, на высоком боевом подъеме выполнит все, что требуется.
Сформированное таким образом отношение к спортивной деятельности, устранив внутриличностные противоречия, становится фоном, на котором должна проводится специальная психологическая подготовка с применением специальных методов и с привлечением профессионального спортивного психолога.