РАЗДЕЛ 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
Сравнительный (рыночный) подход – это совокупность методов оценки наиболее вероятной рыночной стоимости объекта оценки, базирующейся на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, в отношении которых имеется необходимая информация о ценах и финансовых условиях осуществленных сделок с ними.
Таким образом, сравнительный подход основан на анализе рыночной информации о ценах сделок с аналогичными объектами, и предполагает, что действительная ценность бизнеса определяется его стоимостью на достаточно развитом финансовом рынке.
В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:
1) метода рынка капитала (компании-аналога);
2) метода сделок;
3) метода отраслевых коэффициентов.
Основные базовые положения сравнительного подхода:
1) цены сходных компаний (компаний-аналогов), используемые оценщиком как ориентир для оценки оцениваемой компании, реально сформированы рынком и учитывают многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости:
|
|
· соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса;
· уровень риска вложений в акции компании;
· качество менеджмента;
· перспективы развития отрасли;
· финансовый рычаг и ликвидность;
· доступ к капиталу;
· конкретные особенности предприятия;
2) вкладывая деньги в акции, инвестор покупает прежде всего будущий доход; стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен;
3) так как цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, то на аналогичных предприятиях должны совпадать соотношения между ценой предприятия и основными показателями деятельности или финансовыми параметрами (прибылью, дивидендами, балансовой стоимостью активов).
Факторы, определяющие использование сравнительного подхода:
1) наличие активного финансового рынка;
2) открытость рынка и доступность информации;
3) наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.
Преимущество сравнительного подхода состоит в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения.
К основным недостаткам сравнительного подхода можно отнести следующие:
- сложность получения необходимой информации;
- учитывает в основном (в большей степени) информацию прошлых периодов, а не будущих;
- необходимость и сложность проведения корректировок.