Стилистические фигуры. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности.

Тропы и стилистические фигуры речи.

Тропы.

№ п/п Термин Объяснение Пример
1. Эпитет Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо свойство или качество ♪ А волны моря с печальным рёвом о камни бились. ♪ Сияньем тощим фонаря Глухие своды озаря, Идут… ♪ От вёсел к берегу кудрявый след бежал. ♪ Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!И такой на небе месяц, хоть иголки подбирай.
2. Сравнение Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета 1. простая форма сравнения (как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, так бы): ♪ Как огромный навозный жук, чёрный танк наползал жужжа. ♪ Кленовый лист напоминает нам янтарь ♪ Он был похож на вечер ясный. ♪ Ветви в небе скрещены, словно в небе трещины. 2. при помощи творительного падежа: ♪ И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. ♪ …Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! ♪ Жеребец под ним сверкает Белым рафинадом. НО: Колокол луны скатился ниже. - метафора 3. Сравнение – образ: ♪ Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. ♪ Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли точно в клетке золотистой.
3. Метафора Скрытое сравнение; неназванное сравнение предмета с каким –либо другим предметом, на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Багровый костёр заката ♪ Густеет облаков волнистое руно ♪ Лунный серп ♪ Пустых небес прозрачное стекло
4. Развёрнутая метафора Метафорическое выражение, раскрываемое на протяжении большого отрезка или целого стихотворения ♪ «Парус» М.Ю.Лермонтова ♪ «Порог» И.С.Тургенева ♪ «Огоньки» В.Г.Короленко
5. Гипербола Образное выражение, преувеличивающее какой-либо предмет, действие, явление ♪ Не видел тебя целую вечность ♪ Слёзы в три ручьяСто раз тебе повторять ♪ В сто сорок солнц закат пылал (В.М.Маяковский)
6. Лито'та Образное выражение, преуменьшающее какой-либо предмет, действие, явление Мальчик-с-пальчикДевочка-дюймовочка ♪ Небо с овчинку ♪ Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А.С.Грибоедов)
7. Аллего'рия Иносказание, изображение отвлеченной идеи, посредством конкретного, отчётливо представляемого образа Весы – правосудие, крест – вера, якорь – надежда, сердце - любовь (но: в отличие от символа выражает строго определённый предмет или понятие) ♪ На аллегориях строятся басни
8. Метони'мия Замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым ♪ Упоминание имени автора вместо его произведений: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин) ♪ Упоминание произведения или биографических данных, по которым угадывается автор: Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик (т.е.Ломоносов), По своей и божьей воле Стал разумен и велик ♪ Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета: Только слышно, на улице где-то Одинокая бродит гармонь ♪ Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются: Шипенье пенистых бокалов (А.С.Пушкин, вместо пенящегося вина)
9. Сине'кдоха Вид метонимии, упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или наоборот меньшее вместо большего ♪ Упоминается целое вместо части: вся земля от холода гудела, все костры замглилися в дыму (Н.Асеев) ♪ Упоминается часть вместо целого: Скоро ль нам Варшава (т.е. Польша ) предпишет гордый свой закон (А.Пушкин) ♪ Упоминается определённое большое количество вместо неопределённого множества: Ослы! Сто раз вам повторять? Принять его, позвать, просить, сказать, что дома… (А.С.Грибоедов) ♪ Называется единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета как ликовал француз (М,Лермонтов)
10. Олицетворе-ние При описании животных или неодушевлённых предметов, они наделяются человеческими чувствами, мыслями или речью; перенос свойств живого явления на неживое Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С.Есенин) ♪ Уж небо осенью дышало… (А.Пушкин) ♪ Россия вспрянет ото сна (А.Пушкин)
  Перифра'за /перифра'з Замена слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица Люблю тебя, Петра творенье,…Первая перчатка мираМать русских городовХозяин тайгиАвтор «Героя нашего времени»
  Ирония /антифразис/ Тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов, обращение к ослу)

Стилистические фигуры

№п/п термин объяснение пример
1. Антите'за Контраст, резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний И мира нет– и нет нигде врагов; Страшусь – надеюсь, стыну – и пылаю; В пыли влачусь - и в небесах витаю; Всем в мире чужд – и мир обнять готов. (Ф.Петрарка) ♪ Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. (Г.Державин) ♪ Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Золотой – полушку медную. (М.Цветаева)
2. Ана'фора Единоначатие, повторение сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений вначале смежных стихов или строф Только ветер да звонка пена. Только чаек тревожный полёт, Только кровь, что наполнила вены, Закипающим гулом поёт(Э.Багрицкий) ♪ Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей.(М.Светлов)
3. Эпи'фора Повторение в конце стихотворных строк (или смежных отрывков) слова или словосочетания Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)
4. Града'ция Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор ♪ Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) ♪ Никто не даст нам избавленья, Ни бог, ни царь и ни герой… («Интернационал»)
5. Инве'рсия Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок С ужасом думала я, к чему всё это приведёт? (А.Пушкин) ♪ И курганов зеленеет Убегающая цепь. (А.Фет)
6. Бессоюзие (асиндето'н) Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями, придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.Пушкин )
7. Многосоюзие (полисиндето'н) Намеренное использование повторяющихся союзов Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н.Гоголь)
8. Синтаксичес-кий параллелизм В смежных фразах, стихах, предложениях наблюдается одинаковая структура, сходное построение Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин) ♪ Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин)
9. Э'ллипсис /эллипс Пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский) ♪ Пороша.Мы встаём, и тотчас (садимся) на коня, И рысью (скачем) по полю при первом свете дня. (А.Пушкин)
10. Оксю'морон /окси'морон Сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление Сухое вино, честный вор, свободные рабы, живой труп, горячий снег, грустная радость ♪ Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)
11. Умолча'ние Начатая речь прерывается в расчёте на догадливого читателя, который должен мысленно закончить её ♪ Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин)
12. Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.Пушкин)
13. Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-либо или чему-либо, употребление обращения для усиления эмоционального восприятия Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин) ♪ Вы должны были, братья, устоять как стена.(А.Твардовский)
14. Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. (А.Блок)
15. Парцелля'ция Расчленение в тексте фразы на части или даже на отдельные слова У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно. (И.Бунин) ♪ Боюсь гостиниц. Может, потому, Что чувствую, что в номере когда-то Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров)
16. Зе'вгма Построение длинного речевого периода таким образом, что в предложении с однородными придаточными членами сказуемое в глагольной форме поставлено в начале периода, а в дальнейшем оно подразумевается Не многим может быть известно, что дух его неукротим, Что рад и честно и бесчестно Вредить он недругам своим. Что ни единой он обиды с тех пор как жив, не забывал…

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: