Сущность и признаки государства

II. Понятие, сущность, функции государства.

Философская категория «сущность» означает начало понимания всех вещей. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Познать сущность государства означает выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии выявить его назначение, понять для чего оно необходимо.

История человечества позволила создать множество концепций о сущности государства. Например, в сознании древних китайцев государственность представлялась «поднебесной», верховной всеобщностью, а древние греки воспринимали государство как соединение многих людей, связанных между собой общностью интересов и согласием в вопросах права.[1] Примечательно, что русский народ - народ негосударственный. Он отделил себя от государства, предоставив тем самым правительству неограниченную верховную власть. Славянофилы признавали опорой государства нравственную связь людей. Их взгляды послужили созданию концепции евразийского или гарантийного государства. По мнению основателя теории евразийского государства западная индивидуалистическая трактовка права и правового государства неприемлема для России.[2]

По мнению русского философа Б.Н. Чичерина (1828-1904) государство - это не учреждение, а союз народа, граждан, живущих по общим законам. Государственный союз управляется верховной властью для общего блага. В этой трактовке чувствуются отголоски теории общественного договора, солидаризма. Маркс, Энгельс, Ленин видели сущность государства в его классовой природе. Государство рассматривалось как продукт непримиримости классовых противоречий. Однако примечательно, что уже в 70-е годы в советской правовой литературе при рассмотрении характера государства акценты сместились от сугубо классового понимания сущности государства в сторону трактовки его как общеполитического института. Уже тогда некоторые авторы называли государство политической организацией общества, чье существование обусловлено социальной ассиметрией и необходимостью выполнения «общих дел», а также необходимостью организации легализованного принуждения, выполняющего в определенной степени функции арбитража.[3]

В юридической и политологической литературе государство рассматривается как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая власть, придающая праву общеобязательное значение.

Государство - это объективная организация, связующее звено между индивидами и группами людей. Оно влияет на направление деятельности людей, социальных групп, организаций, упорядочивает общественные отношения. Почему именно государству, а не какому-нибудь другому институту присуща такая способность? Дело в том, что государство обладает таким признаком как публичная власть. Для государства характерно наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.[4] Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, карательными органами. Авторитет государства основывается на его власти и силе. Оно выступает как регулятор между классами и социальными группами. Социальные группы с их противоречивыми интересами останутся всегда, следовательно, государство необходимо для того, чтобы быть арбитром, стабилизирующей силой общества. Назначение государства состоит в том. чтобы управлять, воздействовать на эти группы. Иногда сущность государства ограничивают деятельностью государственного аппарата. Это не совсем так. Государство не противостоит обществу, оно обеспечивает свободу и безопасность своих граждан. Просто общая воля государства превалирует над частной волей.

Еще одной принципиально важной характеристикой государства. его признаком является то, что оно представляет собой территориальную организацию общества. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их племенной или национальной принадлежности. Государство имеет свою территорию, определяет её границы, разделяет её на адмнистративно-территориальные единицы и защищает от нападения из вне. Постоянное население данной территории, как правило имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за её пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц без гражданства, хотя они имеют особое правовое положение. Территория - это главный объединяющий фактор, придающий целостность. На территорию государства распространяются нормы права, следовательно территория государства подпадает под его юрисдикцию.

Для содержания публичной власти, государственного аппарата, а также для решения общих дел необходимы средства. Государство собирает их с граждан в виде налогов и сборов. Существование налогов и сборов также является существенным признаком государства.

Суверенитет – признак государства. Теория суверенитета получила впервые свое развернутое толкование и попытку научного объяснения в учениях естественного права - Ж. Бодена(1530-1596), Т. Гоббса (1588-1679), Ж-Ж. Руссо (1712-1778). Представители естественно- правовой доктрины исходили в этом вопросе из двух моментов: 1) из факта существования общества и 2) существования власти, обеспечивающей достижение единых целей общества. Оба этих момента служили в то же время определяющими критериями государства.

Все философы естественного права сходились на том, что суверенитет всегда считался присущим самой идее государства и его неотъемлемым атрибутом. Поэтому понятие государство не разделялось с понятием суверенитета.

Великий немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) рассматривал государство в его целостности, как единый целостный организм. Суверенитет по мнению Гегеля выражается 1) в особых функциях и власти государства и 2) преобладании целостной власти государства над волей индивидов. Суверенитет по Гегелю не означает деспотизма, но это превалирование целого над частным.

Для австрийского ученого Г. Кельзена(1881-1973) суверенитет государства означает суверенитет права. Государство - это правопорядок. Кельзен считал, что государство есть само по себе высшая цель, и задача государства состоит в организации, самосохранении и безопасности общества.

Все теоретики суверенитета сходятся на том, что главное в суверенитете - это власть. Суверенитет государственной власти состоит в том, что она является единственным органом социального принуждения. Принуждение составляет абсолютную монополию государства. Ему принадлежит право наказания, принудительного удовлетворения притязаний. Государственная власть достигает главенства над всеми субъектами общественных отношений. Свобода индивидов простирается до тех пор, пока не начинается прерогатива государственной власти.

Верховная власть при суверенитете едина и всеобъемлюща. Совокупность принадлежащих ей прав представляют полновластие внутреннее и внешнее. Юридически она ни чем не ограничена, не подчинена ничьему суду. Ведь если бы такой суд существовал, то верховная власть принадлежала бы ему. Всякие ограничения носят только нравственный, а не юридический характер.

Полновластие не означает, что верховная власть принадлежит какому-либо одному субъекту. Субъект власти может быть коллективным. Власть может строиться на различных принципах - монархии, демократии, олигархии и др. Конечно, в обществе могут присутствовать различные политические течения, например, в монархическом государстве могут господствовать демократические настроения. Но господствующая идея должна существовать, иначе может возникнуть гражданская война, опасность гибели государства.

У верховной власти есть определенные проявления: законодательная власть, исполнительная и судебная власть. Но эти проявления имеют смысл как проявление единой силы.

Важным является вопрос о соотношении суверенитета и плюрализма. На этот счет существуют разные теории, например, теория дистрибутивного суверенитета. В соответствии с ней, существенной чертой федерализма является разделение власти между центром и составляющими частями федерации: части уступают свою долю власти центру, а центр передает частям некоторую власть. В этом просматривается «договорная теория» государства. При дистрибутивном суверенитете важное значение имеет баланс сил между субъектами федерации, они должны обладать строго определенной частью суверенитета.

Говоря о суверенитете, выделяют внутренний и внешний суверенитет. Внутренний означает, что никакая иная сила кроме государства не имеет права издавать общеобязательные властные веления и применять принуждение. Внешний суверенитет характеризует государство как целостный и самостоятельный субъект международных отношений.

Наряду с суверенитетом государства в философской и юридической литературе используются термины «суверенитет народа» и «суверенитет нации».

Суверенитет народа означает право народа, проживающего на территории государства определять свою судьбу, свой путь государственного строительства. Народ избирает государственный строй, правительственные органы и органы местного самоуправления, имеет право решать вопросы территории. В Декларации независимости США 1776 г. говорилось: народ имеет право на свержение правительства, если его политика противоречит интересам народа. Следует сказать, что Гегель не признавал суверенитет народа, отмечая, что народ суверенен только тогда, когда является по отношению к внешнему миру самостоятельным и составляет государство. Народ без государства - это бесформенная масса.

Суверенитет нации включает в себя вопрос о праве нации на самоопределение. Но в государстве - национальный вопрос не должен быть главенствующим, иначе это приводит к национализму и шовинизму. Интересы нации должны решаться в рамках государственных интересов.

К числу признаков государства относится возможность издавать законы.[5] Т.Н. Радько указывает, что «государство – единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью, издавать правовые акты – обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение».[6] Деятельность по изданию нормативных актов – исключительная прерогатива государства. Никакая другая сила, организация не способны это сделать, так какие обладают для этого необходимыми атрибутами власти, а именно аппаратом управления и принуждения.[7]

Как и всякое явление, государство внутренне противоречиво. Как уже говорилось, в любом обществе имеются противоречия между классами и социальными группами. Эти противоречия были всегда, и государство в большей мере отражает интересы той или иной социальной группы. Кроме того, в государстве существует противоречие между частным интересом и интересом целого - государства и чтобы обеспечить свободу всех, необходимо ограничить свободу одного человека. Однако на разных стадиях эти противоречия меняются. Сейчас государство заявляет, что оно защищает интересы всех. Но это заявление отражает лишь общую направленность развития государства. В последнее время все больше внимания уделяется конкретному индивиду, обращение к интересам конкретного человека.

Таким образом, можно дать следующее определение государства. Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, существующим за счет налогов и сборов с населения, издает обязательные властные веления.

Вопрос о сущности государства не решался однозначно. Существуют различные взгляды и концепции по поводу раскрытия сущности государства, на некоторых из которых следует остановить внимание.

Представители течений анархизма видели сущность государства в насилии. Понятия «насилие» и «государство» отождествлялись. Анархисты рассматривали государство как карающий понуждающий орган. М.А. Бакунин (1814-1876) отмечал, что государство - это и есть насилие, порой скрытое, а порой жестокое и бесцеремонное.[8] Такое восприятие государства искаженно. Насилие может иметь место как рычаг налаживания цивилизации. В этом случае оно приемлемо, но отнюдь не универсально. Государство должно осуществлять власть, но совсем не обязательно посредством насилия.

Иногда государство отождествляется с правопорядком. Согласно нормативизму - «чистой теории права»,[9] государство - это и есть правопорядок. Правовой порядок способен обеспечить дисциплину социальных связей, очерчивает свободу лица в границах дозволенного. Право не просто формулирует запрет, но и воздействует на людей, регулирует их поведение через сознание, через осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Право регулирует поведение граждан, определяет полномочия государственных органов. Но оно является не эксклюзивным атрибутом государства. Государство праводостаточно до определенных пределов, а именно до вступления на авансцену народной силы. Право может отступать перед патриотической национальной оппозицией. В критические моменты государство способно пожертвовать правовыми началами, в то время как народными началами оно не жертвует никогда.[10]

Некоторыми учеными - философами и правоведами государство приравнивается к этносу, рассматривается как модель этнократии. В соответствии с этой концепцией государствообразующим признаком является «чистота крови», принадлежность к этносу. Выдвигается лозунг: государство принадлежит людям определенной национальности. Однако против такого подхода восстает вся социальная практика. На достаточно большой территории нельзя соблюсти чистоту нации ввиду множественности связей и их интенсивности. Кроме того, опыт свидетельствует, что государство - это машина для перемалывания этносов, оно стимулирует формирование межэтнических и надэтнических общностей. Известные до сих пор попытки совместить государство с этносом приводили к геноциду и политическому экстремизму.

Представители исторического материализма рассматривали государство как класс. Если выше рассмотренная концепция утверждала, что субъектом государственности является этнос, то сторонники этой теории утверждают, что субъектом государственности являются классы. Доклассовый и догосударственный период отождествляются. Утверждается, что с классовой дифференциацией формируется и государство и своим становлением оно обязано аппарату принуждения. До появления классов господствовал «золотой век», но с появлением классов возникает государство как продукт непримиримости классовых противоречий, как машина для угнетения. Такое утверждение не является истинным. Государство - это не машина для угнетения. Государство - это способ организации совместной жизни классов, это инструмент баланса сил. Государство сильно внутренним миром, защищенными гражданами. Поляризация государства - верный признак его деградации и упадка.[11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: