В отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, пришла в социальную психологию из социологии - имеет социологическое происхождение.
Основные постулаты интеракционизма:
- Человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации;
- Направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;
- Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающими;
- Культура состоит из моделей поведения, которые усваиваются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.
Основные идеи символического интеракционизма заключаются в следующем. Во-первых, согласно Дж.Г.Миду, основы человеческого ума и способы его отношений с окружающим миром социальны. Создав язык, человек живет в символическом мире, где может сохранять дистанцию относительно других объектов. Основа общества—не человек как таковой, а проявление человеческой социальности. Сам человек является результатом этой социальности. Благодаря социальности он обретает самосознание и может строить свою жизнь как связную систему. В этом коренится созидательная сила человека. Во-вторых, в идее о существовании щенного другого имплицитно содержится мысль об универсально общности. Здесь заложена возможность встречи самых разных людей, несмотря на культурные и языковые различия. Эту возможность создает разговор. Поскольку психический мир людей создается именно в разговорах, есть потенциальная вероятность того, что люди договорятся. В-третьих, обобщенный другой демонстрирует нам деление окружающего мира по крайней мере на две категории—я и другие. Обобщенный другой — это когнитивная структура, созданная нашим сознанием.
|
|
(Цит. По: Почебут Л.Г. Психология общности. СПб, 2000)
Теории интеркционизма (см.: Схему 3):
1. Символический интеракционизм;
2. Ролевые теории;
3. Теории референтной группы.