Конфликтология. Само понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях

Само понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Несмотря на многозначность, термин "конфликт" имеет вполне определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях.

Во-первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации, которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои взаимоотношения как конфликтные.

Во-вторых, для возникновения конфликта необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по крайней мере, двух сторон. Исключением, как может показаться, является внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами - деньгами, работой, престижем, властью, временем - которые ограничены и которые приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении.

Интересно проследить развитие взглядов на конфликт в социальной психологии и его преломление в условиях детского временного коллектива (ДВК). Традиционное понимание конфликта отличается простотой: он раз и навсегда должен быть исключен из жизни ДВК. Любой конфликт рассматривается как деструктивный и воспитатель должен избавиться от него как можно скорее. Педагоги убеждены, что конфликт в условиях временного детского коллектива – это признак неэффективной работы воспитателей и руководителей. Такой взгляд на конфликт перестал быть удовлетворительным. Современный взгляд на конфликт признает его ценность для любой организационной системы. Отсутствие конфликта в ряде случаев приводит к застою во взаимоотношениях людей и групп, препятствует изменениям, имеющим целью приспособление организации к динамичным условиям существования. Поэтому ответственность педагога состоит в регулировании уровня конфликта в группе, своими действиями он должен обеспечивать его минимальный необходимый уровень и обеспечивать профилактику конфликтов, несущих угрозу групповой сплоченности и нормальному ходу работы. Группы (отряды/бригады), испытывающие дефицит конфликта, имеют тенденцию «впадать в спячку», демонстрируют отсутствие творчества, неспособность принимать решения. Слишком частые конфликты, наоборот, разъедают деятельность отряда из-за постоянных стычек, неудовлетворенностью межличностными отношениями, отсутствия сплоченности. Приемлемый уровень конфликтности направляет энергию подростков в конструктивное русло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: