Признаки налогов

Тема 9. Налоги и налоговая система

1. Содержание налогов, их классификация

2. Общая характеристика налоговой системы современной России

Содержание налогов, их классификация

Налоги — неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной мере зависит благополучие граждан, предприя­тий и государства в целом.

Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функ­ций.

Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управле­ние, оборону, суд, охрану порядка и т.п.

Налоги - преж­де всего совокупность финансовых отношений, складывающихся в, процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосудар­ственного фонда для финансирования общественных нужд.

Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать сле­дующее определение: налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

В развитие сказанного можно привести понятие налога, данное в первой части Налогового кодекса РФ:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управле­ния денежных средств с целью финансового обеспечения деятельно­сти государства и муниципальных образований».

Признаки налогов

Первый сущностный признак налога — императивность. Она предполагает отношения власти и подчинения.

Второй признак — смена собственника.

При этом для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с класси­ческими принципами налогообложения, впервые определенными еще А. Смитом:

· Подданные государства должны по возможности соответствен­но своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого поло­жения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...

· Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ плате­жа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица...

· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, ког­да и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.

· Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».

Указанные принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Их нарушение приводит к обременительности налогов, серьезному расслоению общества, тормозит инвестиционные процессы.

В каждой налоговой системе помимо налогов существуют также сборы и другие платежи.

Если налоги поступают только в бюджет­ный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер.

К основным элементам налогообложения относятся:

· плательщик — физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога;

· объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;

· единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляется на­логооблагаемая база;

· оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного пла­тельщика с единицы обложения за определенный период времени;

· ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных величинах (в рублях) либо процентах;

· налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: понижение ставок, умень­шение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объек­тов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы;

· налоговая санкция — увеличение налогового бремени при уста­новлении факта нарушения налогового законодательства.

Сущность налогов проявляется в их функциях.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

• фискальная (обеспечение финансирования государственных расходов);

• регулирующая (государственное регулирование экономики);

• распределительная;

• контрольная.

Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов. Ее реализация обеспечивает формирование доходов бюджета. В нашей стране более 80% доходов бюджета дают следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы. Так, в 2008 г. доходная часть федерального бюджета на 75,5% была сформирована за счет налоговых платежей.

Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых ставок и др. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства. Налоги в значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

Регулирующая функция налогов проявляется через

социальную функцию,

стимулирующую функцию.

Социальная функция. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Стимулирующая функция. Воздействиечерез налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособ­ного спроса населения.

Третья распределительная функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Налоги и сборы могут быть классифицированы по ряду признаков.

Прежде всего налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кри­зисов происходит рост косвенных налогов.

Налоги могут группиро­ваться в зависимости от субъекта уплаты, налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лица­ми.

По объекту обложения налоги подразделяются следующим обра­зом:

налоги на имущество,

налог на землю (рента),

налог на капитал,

налог на средства потребления.

Основой следующего классификаци­онного признака является источник уплаты налогов:

заработная пла­та,

выручка, доход или прибыль,

себестоимость.

Существенным при­знаком классификации налогов является их подразделение по уров­ню бюджетов: федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги:

1) НДС;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организации;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

9) ЕСН

Региональные налоги:

1) налог на имущество организации;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: