Предмет, наименование, система

1. Известно, что предмет любой учебной дисциплины опре­деляется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые дол­жны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установ­кой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учеб­ных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы"

В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в пре­дисловии и предыдущих параграфах данной главы учебника Он включает сведения в первую очередь о государственных органах,. выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого' рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, есте­ственно, занимают те, которые дают представление не только о пра­воохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направ-' лениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, глав-< ных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом Внимание фокусируется также на по-| рядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их| ответственности.,

С учетом этого дисциплину "Правоохранительные органы" мож-но было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и зада-\ чи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и\ иными органами государства

В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные све­дения о судах, прокуратуре, органах юстиции, организации выявле­ния и расследования преступлений, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функ­ций, направленных на укрепление законности и правопорядка, ох­рану прав и законных интересов государственных и негосударствен­ных организаций, отдельных лиц. Их цель — как отмечено выше, предоставление минимума знаний об основных учреждениях, при­званных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения

До революции 1917 г эта дисциплина преподавалась как само­стоятельная не во всех юридических учебных заведениях' здесь дан­ные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полно­мочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин — граж­данского и уголовного процесса Однако такой подход устраивал не всех. Тогда и созрело понимание, что при подобной организации учеб-. ного процесса' "теряется" многое из того, что нужно знать юристу о судах и работающих бок о бок с ними органах. Это обстоятельство и продиктовало необходимость введения еще в те времена самостоя­тельной дисциплины под названием "Судоустройство".


2. В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дис­циплина получила широкое распространение Ее наименование было прежним — "Судоустройство" И такое наименование в тех усло­виях являлось вполне оправданным, поскольку существовавшее тог­да законодательство о судоустройстве комплексно регламентирова­ло основы организации и деятельности не только судов, но и учреж­дений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а равно не­которых других органов Такими были, например, Положения о су­доустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг Наименование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы деклариро­вать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а так­же тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений

Как известно, по мере формирования командно-административ­ной системы с подчинением всего государственного аппарата непос­редственно Центру претерпели существенные изменения организа­ция и полномочия прокуратуры Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, активно влиять на его решения В таких условиях все больше кое у кого зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой "Су­доустройством", — проявление-де серьезной недооценки значимос­ти очень важного учреждения Поэтому предлагалось изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры Это произошло в середине 50-х гг, когда вместо "Су­доустройства" в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР" Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг, когда ее наименование еще раз изменили и стали называть "Суд и правосу­дие в СССР" Но на этом поиски самого удачного наименования дис­циплины не закончились

В 1988 г она получила еще одно — "Правоохранительные орга­ны в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упо­минание СССР Несколько позже начались "ностальгические" экспе­рименты по реставрации того названия, которое было в первые де­сятилетия советского периода. "Изобретаются" и другие наименова­ния — "Судоустройство и правоохранительные органы", "Организа­ция судебной власти в Российской Федерации", "Правоохранительная система" и т.д. По сути своей усилия такого рода вполне можно рас­ценить как еще одну модную псевдореформаторскую акцию по "за­мене вывесок"

Предпринятым в 1988 г изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно пол­ных сведений не только об одном или двух правоохранительных орга­нах — судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаи­мосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литерату­ре большее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам


юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным вы- являть и расследовать преступления.

3. Однако в принципе система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятие и содержания правоохранительной деятельности, круга государствен-ных и негосударственных организаций, создаваемых для выполне-ния этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

Признание особой роли правосудия и иной деятельности судов требует привлечения значительного внимания к раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, к характеристике организации и главных полномочий всех звеньев гражданских, во-­енных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, судов субъектов Федерации. Именно этим вопросам отведена большая часть тем учебной программы курса "Правоохранительные органы" и со-ответственно данного учебника. '

Система дисциплины охватывает также темы, посвященный организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и иных правовых услуг, а вместе с этим и построению органов и учрежде-­ний, выполняющих эти правоохранительные функции.

Происходящий в последние годы поиск возможностей для со-­вершенствования содержания и системы дисциплины "Правоохрани-­тельные органы" идет в основном по пути расширения круга орга-­нов, которым должно уделяться внимание. К примеру, до издания в 1992 г. первого Закона об оперативно-розыскной деятельности открыто об этой деятельности не было принято говорить в аудиториях обыч-­ных (не специализирующихся на подготовке кадров для учрежде-­ний Министерства внутренних дел и других подобных ведомств) юри-­дических вузов. Практически все сведения о ней и органах, ее осу-­ществлявших, считались закрытыми. Соответственно "молчали" учеб-­ники и учебные программы. Названный Закон открыл возможности для ознакомления студентов и общих (для юристов широкого про­филя) вузов с исходными сведениями о понятии и содержании опе­ративно-розыскной деятельности и тех органах, которые уполномо­чены на ее осуществление.

"Семейство" правоохранительных органов "приросло" также за счет сравнительно недавно образованных Конституционного Суда РФ арбитражных судов, -мировых судов, конституционных (уставных судов субъектов Федерации. Суды стали "обрастать" органами су-дейского сообщества, играющими важную роль в нормальном функ­ционировании судебной власти. Начался и идет активно процесс фор­мирования органов, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов, — упоминавшегося выше Судебного департамен­


та при Верховном Суде РФ и его местных органов, службы судеб­ных приставов. Все это, естественно, потребовало соответствующих изменений содержания учебных программ и учебников по курсу "Пра­воохранительные органы".

Предпринимались и предпринимаются попытки корректировки иного толка. В изданных в последние годы некоторых учебниках (рас­считанных на слушателей юридических учебных заведений узкоспе­циализированной направленности) в числе правоохранительных ор­ганов стали "появляться" такие учреждения, организации и струк­туры, основные функции которых весьма далеки от правоохранитель­ной деятельности либо вообще не имеют ничего общего с нею. Это Совет безопасности Российской Федерации, внутренние войска, по­граничные войска, Служба внешней разведки, учреждения Министер­ства по налогам и сборам РФ, Федеральное агентство правительствен­ной связи и информации и др.

Не должно быть никаких сомнений в том, что эти и подобные им органы важны и играют большую роль в государственном меха­низме в целом. Получать сведения о них будущие юристы должны. Но не в рамках дисциплины "Правоохранительные органы". Для этого есть другие юридические дисциплины — конституционное право, административное право, финансовое право, налоговое право. На их изучение в вузах, готовящих юристов широкого профиля, отводится вполне обоснованно значительно больше учебного времени и тем са­мым создаются условия, исключающие поверхностное ознакомление с соответствующими органами.

§ 5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами

"Правоохранительные органы"— один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоох­ранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной свя­зи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести "Конституционное право", в рамках которого наряду с освещением многих других про­блем дается общая картина роли и места правоохранительных орга­нов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, в том числе содержащихся в ее гл. II и VII первого раздела, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, судебной власти.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисцип­лина и с дисциплиной "Административное право", одной из задач


которой является изучение закономерностей организации и функци­онирования всех органов государственного управления (исполнитель­ных органов). Такие правоохранительные органы, как, например Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и под­чиненные им учреждения, свои правоохранительные функции осу­ществляют одновременно с функциями управленческими (исполни­тельными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и пол­номочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе "Административное право". Значительно более подробная информация дается в данном курсе и о тех многих орга­нах исполнительной власти, которые, выполняя главным образом ка­кие-то другие важные государственные задачи, участвуют в осуще-ствлении некоторых правоохранительных функций. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения администра­тивной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина "Правоохранительные органы" связа­на с дисциплиной "Уголовный процесс", основное назначение кото­рой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоохра­нительных органов, связанной с производством по делам о преступ­лениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны дей­ствовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер пра­вового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений с реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголовной ответствен­ности. Она ориентирует и в том, как должны строиться возникаю­щие в ходе названной деятельности отношения между правоохрани­тельными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организации правоохранительных органов в значительной мере зависит от содер­жания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) произ­водства конкретных действий.

"Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом "Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением граждане-ких дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс "Арбитражный про­цесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также "Про­курорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существен­но дополняют материал одной из тем дисциплины "Правоохранитель­ные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и про­куратуре. Эти сведения значительно расширяют познания об осно­вах организации прокуратуры, а главное — о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направле­ний деятельности прокуратуры.


Не изолирована дисциплина "Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как "Общая теория государства и права" и "Отечественная история государства и права". Познание мно­гих вопросов организации и деятельности суда, органов прокурату­ры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретичес­кого и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опы­том как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современни­ками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ тео­рии государства и права, отечественной и зарубежной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: