1. Известно, что предмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы"
В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в предисловии и предыдущих параграфах данной главы учебника Он включает сведения в первую очередь о государственных органах,. выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого' рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направ-' лениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, глав-< ных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом Внимание фокусируется также на по-| рядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их| ответственности.,
|
|
С учетом этого дисциплину "Правоохранительные органы" мож-но было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и зада-\ чи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и\ иными органами государства
В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции, организации выявления и расследования преступлений, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, отдельных лиц. Их цель — как отмечено выше, предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения
До революции 1917 г эта дисциплина преподавалась как самостоятельная не во всех юридических учебных заведениях' здесь данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных полномочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин — гражданского и уголовного процесса Однако такой подход устраивал не всех. Тогда и созрело понимание, что при подобной организации учеб-. ного процесса' "теряется" многое из того, что нужно знать юристу о судах и работающих бок о бок с ними органах. Это обстоятельство и продиктовало необходимость введения еще в те времена самостоятельной дисциплины под названием "Судоустройство".
|
|
2. В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение Ее наименование было прежним — "Судоустройство" И такое наименование в тех условиях являлось вполне оправданным, поскольку существовавшее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламентировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а равно некоторых других органов Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг Наименование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы декларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений
Как известно, по мере формирования командно-административной системы с подчинением всего государственного аппарата непосредственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, активно влиять на его решения В таких условиях все больше кое у кого зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой "Судоустройством", — проявление-де серьезной недооценки значимости очень важного учреждения Поэтому предлагалось изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры Это произошло в середине 50-х гг, когда вместо "Судоустройства" в учебные планы юридических вузов была включена дисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР" Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг, когда ее наименование еще раз изменили и стали называть "Суд и правосудие в СССР" Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились
В 1988 г она получила еще одно — "Правоохранительные органы в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упоминание СССР Несколько позже начались "ностальгические" эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода. "Изобретаются" и другие наименования — "Судоустройство и правоохранительные органы", "Организация судебной власти в Российской Федерации", "Правоохранительная система" и т.д. По сути своей усилия такого рода вполне можно расценить как еще одну модную псевдореформаторскую акцию по "замене вывесок"
Предпринятым в 1988 г изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только об одном или двух правоохранительных органах — судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературе большее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам
юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным вы- являть и расследовать преступления.
3. Однако в принципе система дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятие и содержания правоохранительной деятельности, круга государствен-ных и негосударственных организаций, создаваемых для выполне-ния этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.
|
|
Признание особой роли правосудия и иной деятельности судов требует привлечения значительного внимания к раскрытию понятия правосудия и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, к характеристике организации и главных полномочий всех звеньев гражданских, во-енных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, судов субъектов Федерации. Именно этим вопросам отведена большая часть тем учебной программы курса "Правоохранительные органы" и со-ответственно данного учебника. '
Система дисциплины охватывает также темы, посвященный организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и иных правовых услуг, а вместе с этим и построению органов и учрежде-ний, выполняющих эти правоохранительные функции.
Происходящий в последние годы поиск возможностей для со-вершенствования содержания и системы дисциплины "Правоохрани-тельные органы" идет в основном по пути расширения круга орга-нов, которым должно уделяться внимание. К примеру, до издания в 1992 г. первого Закона об оперативно-розыскной деятельности открыто об этой деятельности не было принято говорить в аудиториях обыч-ных (не специализирующихся на подготовке кадров для учрежде-ний Министерства внутренних дел и других подобных ведомств) юри-дических вузов. Практически все сведения о ней и органах, ее осу-ществлявших, считались закрытыми. Соответственно "молчали" учеб-ники и учебные программы. Названный Закон открыл возможности для ознакомления студентов и общих (для юристов широкого профиля) вузов с исходными сведениями о понятии и содержании оперативно-розыскной деятельности и тех органах, которые уполномочены на ее осуществление.
"Семейство" правоохранительных органов "приросло" также за счет сравнительно недавно образованных Конституционного Суда РФ арбитражных судов, -мировых судов, конституционных (уставных судов субъектов Федерации. Суды стали "обрастать" органами су-дейского сообщества, играющими важную роль в нормальном функционировании судебной власти. Начался и идет активно процесс формирования органов, осуществляющих организационное обеспечение деятельности судов, — упоминавшегося выше Судебного департамен
|
|
та при Верховном Суде РФ и его местных органов, службы судебных приставов. Все это, естественно, потребовало соответствующих изменений содержания учебных программ и учебников по курсу "Правоохранительные органы".
Предпринимались и предпринимаются попытки корректировки иного толка. В изданных в последние годы некоторых учебниках (рассчитанных на слушателей юридических учебных заведений узкоспециализированной направленности) в числе правоохранительных органов стали "появляться" такие учреждения, организации и структуры, основные функции которых весьма далеки от правоохранительной деятельности либо вообще не имеют ничего общего с нею. Это Совет безопасности Российской Федерации, внутренние войска, пограничные войска, Служба внешней разведки, учреждения Министерства по налогам и сборам РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации и др.
Не должно быть никаких сомнений в том, что эти и подобные им органы важны и играют большую роль в государственном механизме в целом. Получать сведения о них будущие юристы должны. Но не в рамках дисциплины "Правоохранительные органы". Для этого есть другие юридические дисциплины — конституционное право, административное право, финансовое право, налоговое право. На их изучение в вузах, готовящих юристов широкого профиля, отводится вполне обоснованно значительно больше учебного времени и тем самым создаются условия, исключающие поверхностное ознакомление с соответствующими органами.
§ 5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
"Правоохранительные органы"— один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.
К числу последних можно было бы отнести "Конституционное право", в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, в том числе содержащихся в ее гл. II и VII первого раздела, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, судебной власти.
Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной "Административное право", одной из задач
которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как, например Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения, свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе "Административное право". Значительно более подробная информация дается в данном курсе и о тех многих органах исполнительной власти, которые, выполняя главным образом какие-то другие важные государственные задачи, участвуют в осуще-ствлении некоторых правоохранительных функций. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.
Весьма тесно дисциплина "Правоохранительные органы" связана с дисциплиной "Уголовный процесс", основное назначение которой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений с реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголовной ответственности. Она ориентирует и в том, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организации правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий.
"Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом "Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением граждане-ких дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс "Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.
На старших курсах юридических вузов преподается также "Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины "Правоохранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и прокуратуре. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное — о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.
Не изолирована дисциплина "Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как "Общая теория государства и права" и "Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.