Виды государств

Государство представляет собой сочетание трех элементов:
а) определенной территории;
б) население, на ней проживающего;
в) организации публичной власти.
Территориально-организационная структура государства
может быть разнообразной. Различают простые и сложные государства.
Простые (унитарные) государства представляют собой единую систему высших органов государственной власти, которой полностью подчинены органы власти на местах. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности и не могут от своего имени выступать на международной арене. Считается, что если речь идет об унитарном государстве, то вопрос о международной правосубъектности его частей вообще не существует. Поэтому унитарное государство как единое образование выступает как единый субъект международного права, имеющий полную международную правое убьектнисть.
Большинство из существующих в настоящее время государств, в том числе и Украина, являются унитарными.
Сложные государства объединением нескольких территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью (некоторыми суверенными свойствами).
До исторических форм сложных государств относятся:
личная уния - объединение двух или нескольких государств под скипетром одного монарха. При этом субъектом международного права является не уния, а каждое из государств, входящего в ее состав. Государства, входящие в состав личной унии, пользуются правом поступления в сношения с другими государствами независимо друг от друга и от унии в целом. Историческими примерами личной унии могут служить: польско-литовская уния 1386-1669 лет англо-ганноверская уния 1714-1838 лет Нидер-ландо-люксембургский 1815-1890 лет.
реальная уния - это объединение государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления, то есть реальное объединение государств. Субъектом международного права при реальной унии выступает уния в целом, а не государства, в нее входят.Примерами реальной унии могут служить шведско-норвежская уния 1814-1905 лет австро-венгерского-ская с 1867 года до 1918 года; датско-исландский 1918-1944 годов.
В современных условиях встречаются такие виды сложных государств:
федерация (от француз, federation - объединение, союз) - это союзное государство, имеющее постоянные общесоюзные органы власти и управления, состоящее из государственных образований, выступает в качестве единого субъекта международного права.
Федерация имеет следующие признаки:
территория федерации состоит из территорий ее субъектов;
верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).
Таким образом, государственные образования, составляющих федеративное государство (штаты, земли, провинции и др.)., являются субъектами федерации и, имея свой ​​административно-территориальное деление, обладают определенной самостоятельностью. Одновременно самостоятельность субъектов федерации не доходит до того, чтобы они могли признаваться субъектами международного права. Это объясняется тем, что субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова:
они не имеют суверенитета;
не имеют право сецессии - право одностороннего выхода из федерации;
юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
Вместе государственные образования, входящих в федерацию, могут иметь больший или меньший степень право-субъектности. Так, субъекты Российской Федерации обладают определенной Международной правосубъектностью, что предполагает их участие в международных экономических, культурных, социальных и других контактах договорного характера; земли ФРГ по Конституции Германии с согласия федерального правительства могут заключать договоры с иностранными государствами; штаты США в этом отношении имеют меньшую правосубъектность.
Международная деятельность субъектов федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах, участие в деятельности международных межправительственных организаций макро-и субрегионального характера (например, Союз регионов Европы, движение Еврорегионов и т.д.).
Объем международной правосубъектности субъектов федерации зависит от вида федерации. Различают: территориальные и национальные федерации.
Территориальная федерация имеет следующие признаки:
- государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
- субъекты такой федерации лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
- установлена ​​запрет одностороннего выхода из союза;
- управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
Территориальными федерациями являются США, Мексика, ФРГ.Национальная федерация, в отличие от территориальной, характеризуется следующими признаками:
- ее субъекты являются национально-государственными образованиями;
- субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
- гарантированность суверенитета больших и малых наций
- формувайня высших органов государственной власти в определенной части из представителей субъектов федерации;
- закрепление в конституции или других документах (например, договорах о разделе компетенции между федерацией и ее субъектами и т.д.) права субъектов федерации на внешние сношения в определенных сферах, за исключением политической;
- утверждение права наций на самоопределение.
К национальных федераций можно отнести Российскую Федерацию, Индию.
В настоящее время в мире существует более 20 федеративных государств, в которых объем международной правоспособности их субъектов колеблется от владения правом заключать международные договоры или соглашения с очень ограниченному кругу вопросов с аналогичными или нижестоящими субъектами других государств (экономические, пограничные, культурные, полицейские связи международного, регионального, субрегионального характера) под контролем федеральных правительств (Австрия, Канада, Швейцария, ФРГ), к запрету на любой которую внешнеполитическую деятельность.
Комиссией международного права ООН в 1966 году было произведено следующее правило: «Государства-члены федеративного союза могут иметь правоспособность заключать международные договоры, если такая правоспособность допускается федеральной конституцией, и в пределах ее установленных». И хотя это правило в таком виде не было принято Венской конференции по праву международных договоров 1968-1969 годов, оно остается единственным достаточно авторитетным правилом по этому вопросу.
Истории известны две федерации - Союз ССР и Социалистическая Федеративная Республика Югославия, субъекты которых были за конституции суверенными государствами и могли претендовать на статус субъектов международного права. Правосубъектность двух союзных советских республик - Украины и Белоруссии - хотя и получила международное признание, благодаря их участию в создании ООН и последующем членству в этой международной универсальной организации, но на практике в значительной степени носила формально-юридический характер.
Конфедерация (лат. - confoederatio - союз, объединение) - это такая форма объединения государств, при которой государства, входящие в союз, сохраняют свой ​​суверенитет в полном объеме. Конфедеративный союз государств носит временный характер, создается для решения каких-либо общих задач, в нем любая из дер-жал-участников не перестает быть самостоятельным субъектом международного права и новый единый субъект международного права в виде конфедерации не образуется.
Указанная характеристика дает возможность выделить следующие черты конфедерации:
- конфедерация образуется на основе соответствующих международных договоров;
- субъекты конфедерации имеют право сецессии - право безусловного и свободного выхода из состава конфедерации в любое время;
- суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящих в ее состав, и поэтому никакие решения союзной власти не имеют обязательной силы без согласия субъектов конфедерации;
- в предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (обычно вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой системы безопасности, единой армии и т.п.)»помимо которых субъекты конфедерации сохраняют полную самостоятельность;
- в конфедерацию входят не все органы государственной власти и управления государств-субъектов конфедерации, а только те, которые необходимы для решения задач, которые лежат в основе создания такого союза (министерства обороны, министерства иностранных дел и т.д.). Причем среди таких органов никогда нет органов судебной власти;
- постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий и принимают решение на согласительном основе;
- парламент конфедерации формируется представительными органами (парламентами) ее субъектов, которые обязывают свои делегации точно следовать выданным им инструкциям и указаниям;
- субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации - право отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти. Причем за такой отказ правовая ответственность субъектов не предусмотрена;
- в отличие от федерации: бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов; в конфедерации, как правило, отсутствует единая система денежного обращения, в ней нет единого союзного гражданства, военные формирование конфедерации набираются ее субъектами, причем нередко сохраняется их двойное подчинение органам конфедерации и ее субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что конфедерация сочетает в себе черты как международно-правового объединения, так и государственной организации. В настоящее время, по мнению большинства ученых, в мире существует только одно образование, обладающее признаками конфедерации, - Европейский Союз, в котором его государства-члены сохраняют полную международную правосубъектность. Правда, после подписания 17 июня 1997 Амстердамского договора, Европейский союз, как представляется, вступил в стадию создания федеративного государства.
В исторической ретроспективе в разное время конфедерациями были: СЕЛА - с 1776 по 1787 годы, Германия - 1815-1866 годы, Швейцария - с 1815 по 1848 годы. Новой истории известна конфедерация Объединенная Арабская Республика, которую с 1958 по 1961 годы составляли Египет и Сирия, и Сенегамбия, в которую с 1982 по 1989 годы входили Гамбия и Сенегал.
С временной характеристики конфедераций, которые существовали, видно, что такой союз носит очень неустойчивый характер. "На практике он функционирует как переходная форма от сосуществования независимых государств к их федерации или к образованию унитарного государства. Через этап конфедерации в своем развитии прошли СЕЛА, Нидерланды, Швейцария, и сейчас официально называется конфедерацией, хотя практически уже давно стала федерацией. В 1990 году Корейская Народно-Демократическая Республика предложила в качестве переходной стадии к объединению двух корейских государств создать конфедерацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: