Лекция 2.
(Количество часов - 2).
Цель и задачи - дать студентам первичные знания о здоровье и болезни
Содержание темы:
- определение понятия “здоровья” и “болезнь”;
- структура “болезни” и ее содержание;
- определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения;
- уровни изучения здоровья;
- количество и качество здоровья;
- здоровье и болезнь - основополагающие понятия медицины;
-проблема здоровья - новая парадигма медицины;
- факторы влияющие на здоровье.
Студент должен знать:
Основные термины и понятия и их значения по теме лекции №2. Структуру здоровья, уровни ее изучения, критерии количества, качество и проблемы здоровья, а так же факторы, влияющие на здоровье.
Самостоятельная работа:
- составление краткого конспекта по теме лекции на основании рекомендуемых учебных пособий;
- ведение глоссария:
- проведение тестов по самооценке своего здоровья:
а) проба с 20 приседаниями,
б) проба с задержкой дыхания,
в) измерение собственного роста и веса.
Прежде, чем усвоить суть понятия о “здоровье населения”, “общественном здоровье” и “болезни” необходимо хотя бы кратко разобраться в в представлении о социальной сущности человека ибо его здоровье и болезнь нельзя представлять только с биологических натуралистических позиций. Понимание сущности человека - ключ к пониманию категорий здоровья и болезни
|
|
Человек - не просто биологический или антропологический, комплекс, природный абстракт из биологических свойств и качеств индивида, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе трудовой, производственной деятельности.
Человек - новое качество, сплав биологического и социального, в котором превалирующее место принадлежит социальному. В месте с этим признаки биологической природы никогда не исчезнут у человека, т.е. его сущность проявляется и в биологических, природных и социальных свойствах.
Философы, натуралисты, врачи древнего мира считали природу человека пособием космоса, который состоит из воды, воздуха, дерева, огня и др. твердых и жидких тел и элементов. В этот период превалировало космогоническое учение о здоровее и болезни как об их балансе (гармонии), болезнь возникает при нарушении между ними равновесия.
Затем начали преобладать мнения о влиянии поведенческих факторов, на болезнь и здоровье. Аристотель считал человека общественным животным.
Врачи-философы материалисты Ле Ламеттри, Канабис) заложили основы “социологизации” в природные свойства человека, учитывая использование им предметов труда и оружия.
Декарт, Гобсс и другие особо подчеркивали значение членораздельной речи и сознания, составляющем сущность человека.
|
|
В конечном итоге было признано, что сущность человека должна восприниматься с позиций материально, физического и духовного качества. К. Маркс, Ф. Энгельс определяли сущность человека - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений.
По представлению Ю.П. Лисицына “ Человек” - высшая ступень развития животных на Земле, общественно существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членраздельной речью.
По мере формирования взглядов на понимание сущности человека естествоиспытатели интересовались изменениями, происходящими в организме человека в зависимости от условий труда, быта, образа и стиля жизни людей.
Таким образом еще древние медики Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Абу-Али Ибн Сина видели источники изменений в организме человека не только в нарушении “гормонии космических элементов”, но и в зависимости от привычек, условий жизни, привычек и т.д.
Постепенно начала выходит на первое место в причинах изменения состояния человека социальная составляющая обусловленности здоровья.
В настоящее время здоровье определяют через болезнь (ее отсутствие) и ее трактовки считаются менее трудными, чем дефиниция здоровье.
Определяя изложение материала о здоровье акцентируем внимание на следующем термине: Здоровье - это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующихся в действиях и взаимодействиях индивидуумов, групп и общностей.
Наука о здоровье является наукой патологии и врачевания. В 70 г. Ю.П. Лисицып предложил термин “ Санология” (лат. - sanitas) - учение о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве).
По существу саналогия - общемедицинский теоретический, методологический синтетический аспект медицины.
Основными концепциями санологии являются:
- факторы риска (первичные, вторичные, большие),
- обусловленность здоровья - формулы (модели),
- непосредственное влияние на здоровье образа жизни,
- здоровый образ жизни и его формирование, роль медицинской активности и др.
Отсутствие здоровья в настоящее время рассматривается с позиций концепций 4 моделей болезни ( экологическая, генетическая, онтогенетическая, эволюционная). Эти концепции будут изложены поздней.
Общеприняты следующие определение болезни (болезней) как:
- нарушения, поломки, дефекта физических и)или психических функций,
- нарушения, физиологической нормы,
- нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой,
- нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации).
И.В. Давыдовский утверждал, что “болезнь” - приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов.
По У. Кеннону болезнь - нарушение устойчивого гомеостазиса, т.е нарушениегармонии внутренней и внешней среды.
Г. Селье рассматривал болезнь, как патологический стресс или дистресс - нарушение процессов адаптации, обеспеченных адаптивными гормонами.
В связи с развитием кибернетики, математики, информатики, математического моделирования появились “кибернетические” определения болезни, исходящие из идеи нарушения деятельности систем, управления функциями организма.
Помимо перечисленных представлений о болезни существуют и другие.
1. Биологизаторские дефиниции. Болезнь это:
- нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;
- нарушения связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;
- нарушения постоянства внутренней среды организма;
|
|
- нарушения функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;
- несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).
2. Кибернизаторские дефиниции. Болезнь это:
- нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функции организма;
- разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейшей кибернетической системе;
- нарушение системы организации, расстройство алгоритма жизнедеятельности.
3. Энергизаторские дефиниции. Болезнь это:
- нарушения расходования энергетических ресурсов организма;
- дефицит, избыток, дисбаланс энергии организма человека;
- неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетичесих, силовых, магнитных “полей” и т.п.
4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции. Болезнь это:
- нарушения, “стеснение” свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;
- нарушения человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;
- психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств и пр.;
- нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.
Суммируя все выше изложенное можно заключить, что соотношение социального и биологического определения болезни можно охарактеризовать как нарушение гормонического единения биологических и социальных качеств, т.е. здоровье - это гормоническое единение биологических и социальных качеств.
Всемирная организация здравоохранения определяет понятие Здоровье как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.
В практической медицине и социальной медицине широко используют определенный набор терминов и понятий, без которых трудно найти взаимосвязь и взаимопонимание специалистам обоих профессий. Нам следует усвоить следующие:
Здоровье (health) - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.
|
|
Состояние здоровья (health status) - характеристика состояния уровня здоровья или нездоровья индивидуума, отдельных групп или населения в целом, оцененного на основе изучения специальных показателей. Показатели состояния здоровья включают данные об уровнях заболеваемости и смертности, распространенности конкретных заболеваний, уровнях травматизма и антропометрические данные (показатели физического развития), а также данные самооценки здоровья и средней продолжительности предстоящей жизни.
Функциональное состояние (functional status) - степень, в которой человек может выполнять деятельность, обычную для повседневной жизни, к примеру, подниматься по лестнице, стирать одежду или ходить на рынок, принимать ванну. Функциональное состояние можно оценивать по разным параметрам, включая физические, ролевые, социальные и эмоциональные. Определение параметров функционального состояния осуществляется путем сопоставления фактических параметров с нормами присущие возрасту и полу.