Налоговые проверки

Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также налоговых агентов, которыми являются организации, индивидуальные предприниматели.

При этом целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения плательщиками и иными фискальнообязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискальнозначимой информации.

Налоговые проверки могут проводиться налоговыми органами, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов.

1. Виды налоговых проверок.

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Налоговые проверки такого вида на практике именуются также документальными.

Выездная налоговая проверка представляет собой развернутую и подробную форму налогового контроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискальнообязанного лица.

Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля. Такие налоговые проверки называют фактическими.

В случае если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности, связанной с иными лицами, проводится так называемая встречная налоговая проверка. При проведении такой проверки налоговые органы получают от этих иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого.

2. Порядок проведения налоговой проверки и оформления ее результатов.

По общему правилу налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок такой проверки не должен превышать 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

По общему правилу камеральные проверки не могут проводиться повторно. Если в ходе проверки обнаружены какие-либо ошибки налогоплательщика, признаки налогового правонарушения, в этом случае сотрудники налогового органа направляют необходимый документ (докладную) руководителю налогового органа.

На основании такого документа руководитель налогового органа или его заместитель решают в установленном порядке ряд вопросов, в том числе:

1) о привлечении лица к налоговой ответственности;

2) о направлении проверенному лицу требования об уплате доначисленной сумы налога и пени и другие.

Выездная налоговая проверка проводитсяна основании решения руководителя (заместителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:

1) наименование налогового органа;

2) номер решения и дату его вынесения;

3) наименование фискальнообязанного лица и его ИНН;

4) период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка;

5) виды налогов, по которым проводится проверка;

6) Ф.И.О., должности и классные чины проверяющих;

7) Подпись лица, вынесшего решение, с указанием Ф.И.О. должности и классного чина.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

При этом срок проведения налоговой проверки не должен превышать двух месяцев. Однако в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В соответствии со ст. 87 НК запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период, за исключением случаев:

а) реорганизации или ликвидации фискальнообязанного лица;

б) проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Должностные лица налоговых органов перед началом проведения проверки обязаны предъявить свои удостоверения и ознакомить проверяемые лица с решением о назначении проверки. В случае отсутствия данных документов налогоплательщик вправе отказать им в допуске на территорию и в помещения, а также в предоставлении документов.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения помимо воли или против воли проживающих в них лиц возможен только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

При необходимости проверяющие могут проводить инвентаризацию имущества фискальнообязанного лица, производить осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли, истребовать необходимые документы.

Отказ налогоплательщика представить документы влечет наступление ответственности, а также выемку документов.

По окончании выездной проверки проверяющий составляет соответствующую справку, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт выездной налоговой проверки.

При этом следует учитывать, что акт выездной налоговой проверки не является актом государственного органа, поскольку содержит лишь описание фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика и выводы работника налоговой инспекции. Поэтому вышеуказанный акт не создает для проверяемого лица никаких прав или обязанностей и не может рассматриваться как ненормативный акт налогового органа. Однако в процессуальном плане такой акт рассматривается в качестве доказательства по делу. В случае судебного спора он является одним из основных документов, определяющих наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для разрешения такого спора.

Составляемый по результатам выездной налоговой проверки акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей:

1) вводной,

2) описательной,

3) итоговой.

Вводная часть выездной налоговой проверки содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, в частности:

- номер акта проверки;

- наименование проверяемой организации, ее ИНН или Ф.И.О., должности, классные чины проверяющих лиц;

- наименование места проведения проверки;

- дату акта проверки;

- дату и номер решения налогового органа на проведение выездной налоговой проверки;

- указание на вопросы проверки;

- период, за который проводится проверка;

- даты начала и окончания проверки;

- фамилии, имена, отчества всех руководителей и главных бухгалтеров организации либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемый период;

- адрес места нахождения организации;

- сведения о наличии лицензируемых видов деятельности;

- сведения о фактически осуществляемых фискальнообязанным лицом видов финансово-хозяйственной деятельности;

В описательной части акта содержится изложение выявленных документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений или указание на их отсутствие. В ходе проверки могут быть выявлены факты нарушений действующего законодательства, не относящиеся к налоговым правонарушениям, и такие факты также отражаются в описательной части акта.

Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно отвечать определенным требованиям: объективности, полноты, обоснованности, комплексности, четкости и доступности, а также системности.

Кроме того, акт должен содержать обоснованный полный вывод о несоответствии действующему законодательству. При этом изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Формулировки в акте должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть четким, кратким, ясным.

Итоговая часть содержит обобщение фактов, изложенных в описательной части акта проверки, в частности:

- сведения об общих суммах неуплаченных или уплаченных не полностью налогов и сборов, а также переплаты налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам;

- выводы проверяющих о наличии в деянии налогоплательщика признаков налоговых правонарушений и предложения по привлечению фискальнообязанного лица к ответственности;

- предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с указанием мер, направленных на полное возмещение понесенного государством ущерба.

Затем к акту выездной проверки прилагаются соответствующие документы, и он подписывается уполномоченными должностными лицами налогового органа, проводившим проверку, и фискальнообязанным лицом. проверяемое лицо вправе: подписать акт без оговорок, подписать акт с возражениями или отказаться подписать акт.

В случае отказа проверяемого лица подписать акт проверяющий делает соответствующую запись на последней странице акта. Оформленный акт вручается налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту.

Если проверявшееся лицо не согласно с изложенными в акте проверки фактами, а также с выводами и предложениями проверяющих, оно может в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или его отдельным положениям.

После этого руководитель или заместитель налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт и документы, представленные налогоплательщиком.

При этом руководитель или заместитель руководителя налогового органа принимает решение по результатам выездной налоговой проверки. Если налогоплательщик представил письменные объяснения или возражения по акту проверки, материалы проверки рассматриваются в его присутствии.

По результатам рассмотрения материалов проверки выносится решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности или

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если руководитель налогового органа принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, о этот документ должен содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, установленные проверкой документы и иные сведения, подверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком, и результаты проверки этих доводов, а также решение о привлечении к ответственности с указанием конкретных нарушений и применяемых мер ответственности.

На основании вынесенного решения в 10-дневный срок с момента его вынесения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: