Вопрос 2. Правовое положение Банка России. Банковский надзор

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что Банк России является ключевым элементом банковской системы Российской Федерации.

Согласно ст.1 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами. Правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне (ст.ст.71, 76 Конституции РФ). Ст. 71 Конституции РФ устанавливает, что финансовое, валютное, кредитное регулирование, а также денежная эмиссия отнесены к компетенции РФ. Эти функции на федеральном уровне осуществляются Банком России. Некоторые нормы Конституции РФ прямо адресованы Центральному банку РФ, например, ст.ст. 75,83, 103.

Правовое положение Банка России имеет свои особенности. Он является юридическим лицом, его уставный капитал и иное имущество находится в собственности РФ (ст. 2 Закона о Банке России), он может совершать определенные гражданско-правовые сделки (ст.с.45,47 Закона о Банке России). Одновременно Центральный Банк наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.ст. 35, 55, 56, 58-61 и др.).

Возникает вопрос – является ли Банк России предприятием (т.е. коммерческой организацией) или учреждением (т.е. некоммерческой организацией), которое вправе заниматься предпринимательской деятельностью? В литературе нет однозначного ответа на этот вопрос.

В. Белов считает, что «… применительно к обязательственным правоотношениям Банк России может быть назван как предприятием так и учреждением, что зависит от конкретного типа отношений. Применительно же….. к вещным правоотношениям Банк России не может рассматриваться ни как предприятие, ни как учреждения…».

А. Попов считает, что «… Банк России нельзя отнести ни к одной из известных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предлагаемых действующим законодательством…», и приходит к выводу, что «Банк России представляет из себя некоммерческую организацию, созданную в форме федеральной экономической службы».

Л. Ефимова показывает, что Банк России имеет двойственную правовую природу и является «… уникальным … образованием, которое, с одной стороны, является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой – государственным унитарным предприятием, т.е. коммерческой организацией».

О. Олейник считает, что нельзя определить правовое положение Банка России, оперируя такими категориями частного права как коммерческое и некоммерческое юридическое лицо, так как это положение включает в себя публично-правовые компоненты.

Обобщив сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российском праве нет института, который мог бы отразить специфику правового положения Банка России.

Специфика правового положения ЦБ РФ определяется и его взаимоотношениями с высшими органами государственной власти. Ни один орган не вправе вмешиваться в его деятельность. Он является подотчетным Государственной Думе, что проявляется в том, что назначение и освобождение от должности Председателя Банка России осуществляется Государственной Думой по представлению Президента РФ. Назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров (высший коллегиальный орган) также осуществляется Государственной Думой. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ.

С целью осуществления согласованных мер по реализации экономической политики Правительства, председатель ЦБ РФ участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса.

Структурными подразделениями центрального аппарата ЦБ РФ являются департаменты, создаваемые по основным направлениям деятельности. Одним из основных элементов системы ЦБ являются его территориальные учреждения: национальные банки, главные территориальные управления и др.

Территориальное главное управление Банка России осуществляет часть его функций на определенной территории. Оно обеспечивает проведение единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществляет надзор за деятельностью банков.

В состав главных управлений в качестве структурных подразделений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ). Основной их целью является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. РКЦ осуществляют следующие функции: а) осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами); б) осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов); в) хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности; г) расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления; органов Федерального казначейства и др.

В соответствии с законом «О Центральном банке…» его уставный капитал является федеральной собственностью. Он призван решать следующие задачи: защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.

Для реализации названных целей ЦБ РФ наделен правом осуществлять следующие функции:

· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

· быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

· устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;

· устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций;

· выдавать и отзывать лицензии у кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций; осуществлять валютное регулирование и валютный контроль;

· осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.

Среди названных основных направлений деятельности Банка, важнейшими являются регулирование банковской системы и надзор за деятельностью кредитных организаций.

ЦБ РФ непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, а осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых ЦБ РФ, и др. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят властный характер, но не административно-правовой подчиненности, а функциональной, определяемой властными полномочиями ЦБ РФ.

Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности путем издания нормативных правовых и иных актов.

Как орган управления кредитной системы РФ, Банк России вправе издавать нормативные акты (приказы, инструкции и др.) по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.

Кроме того, надзорные полномочия ЦБ РФ выражаются в государственной регистрации кредитных организаций, в осуществлении их лицензирования, в контроле за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ.

Основная цель банковского регулирования и надзора состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им определенные обязательные экономические нормативы, такие как:

· минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций (минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли). Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) ЦБ РФ официально объявляет не позднее, чем за три года до момента его введения.

· предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации, который не должен превышать 20% первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы;

· максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков, который устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. (при определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков);

· максимальный размер крупных кредитных рисков (устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации). Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации;

· максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;

· максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) устанавливается как процентное соотношение величины вклада, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации;

· размеры валютного, процентного и иных рисков;

· минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

· нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации (размер указанного норматива не может превышать 25% собственных средств кредитной организации);

· максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (указанный норматив не может превышать 20% собственных средств банка).

С помощью указанных обязательных нормативов ЦБ РФ воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России. При установлении обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъектов. При их правовом регулировании применяется метод “власти и подчинения”, не основанный на субординации.

В случаях нарушения кредитной организацией федерального законодательства или нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации или представления неполной, недостоверной информации Банк вправе требовать от кредитной организации: 1) устранения выявленных нарушений; 2) взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала; 3) ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если предписания Банка не были выполнены в установленные сроки, а также, если эти нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), он вправе применить следующие меры воздействия:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплачиваемого уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

— осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

— замены руководителей кредитной организации;

— реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Надзорные, контрольные полномочия ЦБ РФ осуществляет также в процессе регистрации и лицензировании кредитной организации.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности установлен федеральными законами «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года, а также инструкцией ЦБ РФ «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г. В соответствии с этими актами кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который не только их регистрирует, но и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: